Детский лекторий Фотогалерея

Детский лекторий Московского зоопарка приглашает детей от 6 до 12 лет (можно с родителями, а можно и без — по желанию участников) на лекции ведущих биологов — зоологов, океанологов, экологов и других ученых.

Знаменитые исследователи и молодые ученые, сотрудники зоопарка, работники заповедников и участники захватывающих экспедиций рассказывают о безграничном и удивительном мире вокруг нас и на своем примере показывают, что наука — это увлекательная и важная часть жизни.

Большинство лекций проходит с демонстрацией животных. Обязательно предусмотрена интерактивная часть, чтобы никто не заскучал.

Детский лекторий Московского зоопарка — умный отдых для всей семьи. Мы хотим, чтобы дети и взрослые вместе узнавали новое, задавали вопросы ученым, участвовали в дискуссиях и обсуждали все увиденное и услышанное.

Каждая встреча с ученым — отдельное событие, так что присоединиться к Детскому лекторию можно в любой момент. При этом программа разработана таким образом, что 5 занятий складываются в единый цикл, в рамках которого лекторы с разных сторон освещают какой-то общий вопрос.

Лекции проходят по субботам в 12.00 и 14.00, продолжительность 1 час.

Максимальное число слушателей 6–12 лет: 20 человек.

Вы можете заказать повтор некоторых лекций для школьного класса или вашей компании. 

Правила Детского лектория

Детский лекторий

Стоимость

Разовое посещение

Абонемент

  • Ребенок
    500 руб


  • Ребенок и родитель
    800 руб


  • Семейный (на трех человек)*
    1 000 руб

  • Ребенок
    2 000 руб


  • Ребенок и родитель
    3 500 руб


  • Семейный (на трех человек)*
    4 500 руб

*Ребенок и двое взрослых или двое детей и взрослый. Многодетным семьям скидка 20% (при наличии подтверждающих документов и действующего билета или абонемента на первого ребенка).

Или если вы хотите приобрести билет в кассе, то сначала отправьте заявку на почту: kids@moscowzoo.ru



Контакты

E-mail: kids@moscowzoo.ru
Телефон: +7(906)084-48-41


Купить билет









Симбиоз: друзья и враги

Время начала лекции  30.10.2021 в 12:00 и 14:00

Возможность использования разнообразных организмов в личных целях всегда интересовала человека. Но только ли человека?

На самом деле варианты использования результатов чужого труда встречаются в абсолютно разных группах живых существ. На лекции  
вы узнаете, кто берет в рабство водоросли, кто умеет встраивать в свое тело целые растительные организмы, о ком растения сами не прочь позаботиться. Также мы поговорим о лишайниках - практически полноценной экосистеме, образованной грибами, водорослями и бактериями.



Купить билет

  • Андрей Брагин

    Магистр биологического факультета МГУ, член лаборатории герпетологии кафедры зоологии позвоночных. Работал в Зоологическом музее МГУ, Научном террариуме ЗМ МГУ, автор проекта «In natural habitat/В естественной среде», лектор и руководитель кружков в образовательных проектах (КиК, Пытливые 0+, СлаваДетям), организатор походов  
    и экспедиций в России и за рубежом.

Симбиоз: друзья и враги

Экологические ниши

Время начала лекции 23.10.2021 в 12:00 и 14:00

В природных сообществах каждый организм занимает определенное место - экологическую нишу. На лекции мы попробуем разобраться в этом сложном понятии, посмотрим, какие есть экологические ниши у разных видов насекомых и действительно ли у двух видов не может быть полностью одинаковых экониш.

Домашнее задание: подумайте, есть ли в природе вредные и полезные животные? А для деятельности человека?


Купить билет

  • Федор Мартыновченко

    Сотрудник кафедры энтомологии биологического факультета  
    МГУ им. М.В.Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. Интересуется биологическими заблуждениями.

Экологические ниши

Дерево, лес и лесные насекомые

Время начала лекции  16.10.2021 в 12:00 и 14:00

Лес - это огромный живой организм, экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья. Деревья - уникальные биологические объекты, которые побили все биологические рекорды  
по продолжительности жизни, по высоте, по биомассе. Что происходит  
с лесами планеты сегодня? Какую роль играют насекомые в жизни леса?  
И какие механизмы защиты вырабатывают деревья против них? Обо все этом мы поговорим на лекции.


Купить билет

  • Антон Суязов

    Ведущий сотрудник экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал жизнь птиц и зверей тундры. Увлекается террариумистикой.

Дерево, лес и лесные насекомые

Биологическая география

Время начала лекции  06.11.2021 в 12:00 и 14:00


Можно ли, изучая животных и расположение их ареалов, восстановить историю нашей планеты? Почему одни живые организмы живут в джунглях, а другие в тундре? Как они приспосабливаются к различным условиям? Вопросам географической истории земли и жизни на ней будет посвящена наша лекция.

Купить билет
  • Геннадий Борисенко

    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. М.В.Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

Биологическая география

Тайны трофической пирамиды и другие экосистемные непонятности

Время начала лекции  02.10.2021 в 12:00 и 14:00


Мир вокруг нас очень велик и многолик. В одном лесу, на одной поляне, даже в одной крошечной лужице скрывается богатый и многообразный мир живых существ. Каждый из них идеально приспособлен к своему месту обитания и к своему образу жизни. И живут они не по одиночке, их жизни тесно переплетены. Кто - то кого - то ест, на ком - то живут паразиты, кое - кто друг другу помогает. Каждый уголок живой природы - как маленький город,  
в котором у каждого обитателя своя роль, своя профессия.

На лекции мы постараемся разобраться, как работает такой «городок», как взаимосвязаны жители, попробуем на простых примерах уяснить такие сложные понятия, как биогеоценоз, трофическая пирамида и некоторые другие.


Купить билет

  • Ярослав Попов

    Ярослав Попов


    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. М.В Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам

Тайны трофической пирамиды и другие экосистемные непонятности

Куда уплывают киты

Морские исполины многие миллионы лет бороздят просторы океана. Киты - рекордсмены по дальности маршрутов среди млекопитающих. Рекордный заплыв принадлежит серому киту по имени Варвара, которая за 6 месяцев проплыла около 22 тысяч километров. Куда плывут киты и зачем? Что заставляет их возвращаться из ласковых тропических вод в ледяные воды Арктики и Антарктики? Китообразные проводят на поверхности океана очень мало времени (от 4 до 10% всей жизни). Так как же ученые наблюдают за ними, как узнают новые факты об их биологии и следят за китами?
  • Григорий Цидулко

    Григорий Цидулко

    Морской биолог, специалист по морским млекопитающим, эксперт Международного Союза Охраны Природы (МСОП/IUCN). Работал тренером морских млекопитающих в Московском зоопарке. С 1997 года основной интерес проявляет к изучению и охране серых китов  
    в Охотском море. В 2002-2009 гг. работал в Международном фонде защиты животных IFAW, занимаясь изучением и охраной морских млекопитающих  
    в России.

Куда уплывают киты

Как проспать всю зиму

Следы каких зверей практически никогда не встречаются на снегу? Оказывается, тех животных, которые всю зиму проводят в спячке  
и погружаются в зимний сон. Ведь в то время, пока одни звери бродят  
в поисках пропитания по заснеженному лесу, ежась от холода, другие мирно спят на протяжении всего холодного периода. Но так ли просто впасть  
в зимнюю спячку или погрузиться в зимний сон?

На лекции обсудим, зачем многие звери впадают в столь долгий сон, узнаем какие особенности физиологии и поведения им для этого необходимы. Попробуем разобраться, чем отличается простой сон от зимней спячки  
и простой сон от зимнего сна, какие условия нужны для спячки и какие преимущества она дает тем, кто умеет в нее впадать. Выясним, как спящие зимой животные «расплачиваются» за долгий и крепкий сон.

В конце лекции сформулируем рецепт, что нужно делать, чтобы уснуть осенью, а проснуться только весной.

  • Филипп Тумасьян

    Филипп Тумасьян

    Выпускник Тимирязевской академии (Российского государственного аграрного университета – МСХА им К.А.Тимирязева), кандидат биологических наук, ныне ведущий зоолог экспериментального отдела мелких млекопитающих Московского зоопарка. Занимался изучением разных видов землероек как в природе, так и в зоопарке.

Как проспать всю зиму

Как зимуют речные обитатели

Летом наши водоемы полны жизни: там буйно разрастается множество видов растений, плещется рыба, обитают пресноводные беспозвоночные, а также амфибии, млекопитающие вроде бобров, норок и ондатр и водоплавающие птицы. Что же вся эта живность делает зимой? Все приспосабливаются очень по-разному. Кто-то на зиму перебирается на сушу и там впадает в спячку, кто-то погибает еще до наступления весны, оставляя только яйца или другие покоящиеся стадии, а некоторые живут себе, не меняя летних привычек. Обо всех этих вариантах зимовки мы и поговорим на лекции, а также вообще о том, что происходит с водоёмом в течение всего года.
  • Федор Мартыновченко

    Федор Мартыновченко

    Сотрудник кафедры энтомологии биологического факультета  
    МГУ им. М.В.Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. Много работает с детьми, в том числе в летних лагерях. Интересуется биологическими заблуждениями.

Как зимуют речные обитатели

Как живут звери зимой?

Задолго до того, как мы наряжаем ёлку и готовимся встречать Новый год, в жизни животных наступает трудное и суровое время. Зима. Зимние холода люди переносят, одеваясь в теплые одежды и включая отопление
в домах. Животные делают то же самое: многие проводят зиму в состоянии покоя в теплой норке, другие меняют свой облик, одеваются в густой теплый мех.

Наша лекция будет посвящена зимним приспособлениям животных. Мы поговорим об особенностях поведения животных зимой, о том, как меняется их рацион питания, какие способы маскировки и защиты придумали звери, чтобы скрыться в зимнем лесу.
  • Геннадий Борисенко

    Геннадий Борисенко

    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. М.В.Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

Как живут звери зимой?

Перелетные и зимующие птицы

Давайте внимательнее посмотрим на новогодние открытки. Какие птицы садятся на плечи Деду Морозу, следуют за Снегурочкой? Почему именно они выбраны символами Нового года? На лекции мы поговорим о том, соответствуют ли живые птицы своим образам на новогодних поздравлениях, почему менялись птицы, которых в разные годы изображали
на новогодних открытках в России.

Зима — не самое лёгкое время для пернатых. Зимой холодно, голодно, темно. Как птицам удаётся выживать в холодные месяцы? Как удаётся выживать крошечным королькам, чей вес достигает всего нескольких граммов? Прочему утки не мёрзнут на льду? Правда ли, что в зимнем лесу можно порой найти не только подснежники, но и птичьи гнёзда с тёплыми яйцами или птенчиками? Каких птиц в Москве и окрестностях можно встретить только зимой? Разберёмся с вопросами, интересующими всех, кто любит засматриваться на птиц во время зимних прогулок.
  • Павел Квартальнов

    Павел Квартальнов

    Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

Перелетные и зимующие птицы

Тайны острова золотых змей и других удивительных змеиных биотопов

Вы узнаете много нового о некоторых самых "змеиных" местах на нашей планете, увидите необычные ландшафты, густо населенные змеями, и самих рептилий, оцените реальную и мнимую опасность пребывания в этих точках, познакомитесь с уникальными приспособлениями змей к выживанию и другими интересными фактами.

Фото: artfile.ru

  • Сергей Рябов

    Сергей Рябов

    В 1987 году создал единственный специализированный зоопарк рептилий в России – Тульский экзотариум и до 2010 года был его директором. Участник 28 научных экспедиций во Вьетнам, Лаос, Индонезию, Китай. Соавтор описания шести новых для науки видов рептилий. В честь Рябова названы один вид лягушки из Вьетнама Theloderma rjabovi и три вида насекомых. Впервые развел в неволе и ввел в зоокультуру более 40 видов змей. С 2012 года работает заведующим экспериментальным отделом герпетологии зоопитомника Московского зоопарка

Тайны острова золотых змей и других удивительных змеиных биотопов

Новая Гвинея: страна гигантских крыс и стеснительных людоедов

Новая Гвинея - крупнейший остров экваториального пояса, покрытый тропическими лесами. На острове до сих пор живут аборигены, не желающие иметь ничего общего с другими жителями планеты. Говорят, что они до сих пор хвастаются высушенными головами своих врагов, но точно это никто не знает.

Помимо негостеприимных племён, леса Новой Гвинеи охраняет рельеф: центральная часть острова занята горами и древними вулканами. Каждая экспедиция, отправляющаяся в эти места, находит новых для науки животных. Новая Гвинея богата видами райских птиц. Только на этом острове обитают птицы, обладающие сильным ядом, а по разнообразию кенгуру и других сумчатых остров уступает только Австралии.

Мы поговорим как об известных обитателях Новой Гвинеи, так и о самых свежих открытиях на этом острове.

Фото: https://vokrugsveta.ua


  • Павел Квартальнов

    Павел Квартальнов

    Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

Новая Гвинея: страна гигантских крыс и стеснительных людоедов

Невероятный Вьетнам

Тропики манят людей своей загадочностью. Дети и взрослые мечтают попасть в этот непонятный мир и приоткрыть для себя завесу тайны диких джунглей. Здесь в каждый момент времени происходит что-то интересное:
то дикая курица перебегает дорогу вместе с цыплятами, то термиты несут свою ношу бесконечной рекой, то великолепная бабочка перепорхнёт перед глазами. На рынке продаются причудливые и очень сладкие фрукты, в лесу на ветках висят обезьяны, а воздух наполнен пением птиц и оглушительным звоном цикад. Здесь можно встретить даже настоящих драконов!

Предлагаем совершить небольшое путешествие в эту тропическую
и немного волшебную страну!

Фото: http://allviet.ru/viet/natcionalnie-parki

  • Григорий Евтух

    Григорий Евтух

    Орнитолог, выпускник Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, путешественник и фотограф дикой природы

Невероятный Вьетнам

Загадочная Атакама

Когда мы слышим термин «пустыня», то представляем себе жару, палящее солнце и бескрайние безжизненные пески… Но так ли это? На этой лекции мы познакомимся с загадочной малоизученной пустыней, где температура не бывает выше, чем в Москве, а дождя некоторые территории не видели тысячелетия. Это единственная пустыня, где влажность воздуха равна 0. В чем заключается феномен засушливости Атакамы, если рядом находится океан? Какие животные смогли приспособиться к жизни здесь? Обо всем этом мы поговорим на лекции Светланы Артемьевой.

  • Светлана Артемьева

    Светлана Артемьева

    Выпускница кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В течение 10 лет работает
    в экспедициях на территории бывшего СССР. Наибольший интерес проявляет
    к изучению биологии моря и морской фауны.

Загадочная Атакама

Саргассово море – уникальная океаническая экосистема

Море без берегов – так называют это место океанологи и путешественники. Первыми европейцами, которые увидели это чудо природы, были моряки Христофора Колумба на пути из Европы в Америку. С тех пор за Саргассовым морем идёт шлейф таинственности и неутихающего интереса. Мореплаватели побаиваются Саргассова моря, считая, что оно «проглатывает корабли» и губит моряков. Именно с Саргассовым морем связывают знаменитый Бермудский треугольник.

Несмотря на мистику, окружающую эти воды, много стало известно про экосистему Саргассова моря и про его морских обитателей. Тут живут уникальные виды растений и животных, сюда с огромных просторов Атлантического океана приплывают диковинные рыбы и другие животные, чтобы оставить потомство и продлить свой род.

Наш разговор – о биоразнообразии Саргассова моря, о том, как животные и растения существуют здесь и за счёт чего поддерживается неповторимость этого замечательного уголка земного шара.


  • Кирилл Кузищин

    Кирилл Кузищин

    Профессор кафедры ихтиологии Биологического факультета
    МГУ им. М.В.Ломоносова, специалист в области экологии, разнообразия и структуры вида у рыб, участник многих экспедиций в отдалённые районы Севера и Дальнего Востока, область современной работы — изучение, сохранение и рациональное использование водных биоресурсов
    и водных экосистем.

Саргассово море – уникальная океаническая экосистема

65 миллионов лет истории

Человек прошел длительный эволюционный путь. Могли ли крошечные, похожие на крысу первые приматы подумать, что через 65 миллионов лет их далекие потомки станут хозяевами планеты, и даже начнут осваивать космос? Вряд ли, да и думать им было особо нечем.

На лекции вы узнаете об основных этапах развития наших предков, как менялся их внешний вид, образ жизни и развивался мозг. И как, в конечном итоге, мы стали теми, кто есть.

Домашнее задание: какой из наших органов растет на протяжении всей жизни?

фото:   https://naked-science.ru/


  • Анна Гуторова

    Анна Гуторова

    Выпускница кафедры палеонтологии МГУ им. М.В.Ломоносова, сотрудник Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН, сотрудник лекционно-экскурсионного сектора культурно-просветительного отдела
    ГАУ «Московский зоопарк».

65 миллионов лет истории

Эстезиология: органы чувств

Наши путеводные звёзды, наши неверные проводники в вечно меняющемся мире молекул, фотонов и волн – органы чувств. Они в истинном смысле оживляют нас, отличают от дубов и берёзок. Но они могут и обманывать нас, искажать истинную картину мира.

Враньё во благо или коварные мороки? Возможна ли ясность восприятия? Сколько вообще у нас органов чувств? Краткое путешествие по закоулкам нашего организма мы совершим вместе со Cтаниславом Дробышевским
  • Станислав Дробышевский

    Станислав Дробышевский

    Антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, научный редактор научно-просветительского портала antropogenez.ru. Член научно-экспертного совета "Сообщества молодых ученых", участник множества археологических экспедиций; лауреат премии "За верность науке" 2017 года и Беляевской премии 2018 года, финалист премии "Просветитель" 2017 и 2018 гг.

Эстезиология: органы чувств

Химическая лаборатория внутри нас

Формирование пищеварительной системы человека – одна из загадок для ученых. Над перевариванием бутерброда или конфеты трудится целая команда веществ и даже бактерии! А наш желудок вырабатывает внутрь себя соляную кислоту – одно из самых едких и разъедающих соединений в природе, и при этом не переваривает себя сам.

На нашей встрече мы рассмотрим строение одной из важнейших систем организма человека – пищеварительной системы и постараемся разгадать ее загадки. Найдём сходства и различия желудочно-кишечного тракта человека и некоторых животных.

фото:https://kulturologia.ru/

  • Анна Олсуфьева

    Анна Олсуфьева

    Кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры анатомии человека Сеченовского университета.

Химическая лаборатория внутри нас

О чем забыли наши кости?

Скелет – неотъемлемая часть нашего тела. Он защищает наш организм, поддерживает его структуру, помогает нам бегать и прыгать. Без него мы были бы похожи на слизней, ну или на осьминогов.

Откуда взялся наш скелет? Можно ли в своем скелете найти следы плавников и чешуи? Что у нас осталось от хвоста? На эти и другие животрепещущие вопросы поможет найти ответ палеонтолог Дарвиновского музея Ярослав Попов.

Домашнее задание: вспомните, какие кости скелета вы знаете? Какие кости есть у других животных, но отсутствуют у нас?


фото:http://www.trud.ru/


  • Ярослав Попов

    Ярослав Попов

    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. М.В Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

О чем забыли наши кости?

Трубопровод внутри тела

Кровеносная система соединяет наш организм в единое целое, кровеносные сосуды можно найти в любой части тела. Это можно сравнить с коммуникациями внутри дома: сосуды - это трубы, по которым и днём, и ночью перекачивает жидкость насос - сердце. Как устроен этот «трубопровод»? Зачем человеческому сердцу четыре камеры? Чем оно отличается от сердца некоторых других живых организмов, например, рыбы или лягушки? Об этом и многом другом пойдёт речь на лекции.

Домашнее задание: подумайте, для чего нужна кровь в человеческом организме? Сколько кругов кровообращения у человека?

фото: https://nicefon.ru/


  • Дмитрий Пащенко

    Дмитрий Пащенко

    Выпускник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ, младший научный сотрудник лаборатории палеогерпетологии Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН. Занимается изучением древних и современных крокодилов. Область научных интересов: сравнительная анатомия, экологическая физиология, биомеханика.

Трубопровод внутри тела

Лекция с мастер-классом “Загадки севера”

На лекции мы познакомимся с необыкновенными природными явлениями, которые  можно наблюдать за полярным кругом или в холодное время года. Узнаем, что такое северное сияние и как оно возникает, разгадаем тайну появления морозных узоров на стеклах и увидим сухой лет.

Лекция с мастер-классом “Загадки севера”

Лекция с демонстрацией животных “Лесное зимовье”

Принято считать, что зимой природа засыпает, но это только отчасти правда. Пока лес спит, многие животные ведут активный образ жизни. Не спит белка в своей теплом гнезде-гайне, не спят птицы, оставшиеся зимовать на родине и многие другие животные. На лекции вы узнаете, кто из лесных жителей бодрствует зимой и что делает, пока остальные спят. 


На лекции вы сможете увидеть: крысу, хоря, жабу, ворона, лисицу, сову, сороку, утку, змею.


*Список демонстрируемых животных может быть изменен по объективным причинам, на усмотрение
ГАУ «Московский зоопарк»

Лекция с демонстрацией животных “Лесное зимовье”

Лекция с демонстрацией животных “Снежные истории”

За городом после снегопада нашему взору предстает идиллическая картина - белое покрывало укрыло поля, нежно укутало деревья, в снегу от морозов теперь могут спрятаться птицы и звери. Какую роль снег играет в жизни животных? Как животные приспосабливаются к зимнему времени года? Как мы можем помочь им перезимовать? Об этом поговорим на лекции. 

На лекции вы сможете увидеть: крысу, хоря, жабу, ворона, лисицу, сову, сороку, утку, змею.


*Список демонстрируемых животных может быть изменен по объективным причинам, на усмотрение
ГАУ «Московский зоопарк»

Лекция с демонстрацией животных “Снежные истории”

Тайны Марианской впадины

Человечество всегда стремилось разгадать загадки природы, но сделать это совсем не легко. В настоящее время глубины океана исследованы крайне плохо, а в космосе побывало людей больше, чем в самом глубоком месте нашей планеты. На лекции мы с вами вместе с морским биологом Светланой Артемьевой заглянем под полог этой тайны и попробуем разобраться какие существа скрываются в бездне и как им удается выжить в таких суровых условиях!
  • Светлана Артемьева

    Светлана Артемьева

    Выпускница кафедры зоологии беспозвоночных Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение 10 лет работает в экспедициях на территории бывшего СССР. Наибольший интерес представляет изучение биологии моря и морской фауны.

     

Тайны Марианской впадины

Мир коралловых рифов

Коралловые рифы – одна из важнейших экосистем Мирового океана, их называют «подводными садами» или «морскими лесами». Они очень красивы и служат домом для почти четверти всех морских организмов. Их происхождение до сих пор вызывает споры ученых, а некоторые особенности симбиоза кораллов и одноклеточных водорослей не исследованы до конца. На лекции мы узнаем, кто из ученых первым обнаружил, что кораллы – это животные, поговорим о том, как Чарльз Дарвин объяснял возникновение коралловых рифов, посмотрим на разные формы кораллов и узнаем, почему они не живут в холодных морях.

Домашнее задание: Что служило домом для рыбки Немо из мультфильма «В поисках Немо»? Это растение или животное?

Фото с сайта: https://blueocean.net

 

  • Александра Тертицкая

    Александра Тертицкая

    Закончила биологический и педагогический факультеты МГУ в 2005 году. По специальности – зоолог беспозвоночных, изучает ценные виды ракообразных – крабов, раков и креветок, их разведение и содержание в аквариумах и в больших рыбохозяйственных комплексах. Участвовала в экспедициях на Белое и Баренцево моря. Увлекается дайвингом.

     

Мир коралловых рифов

По тонкому льду

Поговорим о животных, живущих в самых крайних широтах северного и южного полушария – Арктике и Антарктике, о глобальном потеплении, таянии полярных шапок и влиянии этих процессов на нас с вами.

Мы узнаем об уникальной экосистеме Арктики, полностью зависящей от морского льда, познакомимся с ее самыми удивительными тайнами - рождением тысяч бельков на морском льду, великой миграцией через пролив Ланкастер, узнаем, почему белый медведь является морским млекопитающим и где найти легендарного морского единорога.

Посчитаем сколько видов пингвинов обитает в Антарктике, какой из тюленей вдвое больше моржа, кем питается тюлень-крабоед и кто самый страшный хищник Антарктиды.

 

  • Станислав Захаров

    Станислав Захаров

    Выпускник Биологического Факультета МГУ, подводный фотограф и фотограф дикой природы, инструктор по дайвингу. Гид и организатор экспедиций в самые необычные и недоступные места земного шара.

     

По тонкому льду

Море волнуется раз

На волны можно смотреть бесконечно. Они подобны дыханию океана. Какие же они бывают? Какая максимальная высота волн и где наблюдаются самые большие волны в мире? Как спастись от катастрофических волн цунами? Как волны влияют на морских обитателей и каким образом они могут быть полезны для человека? Об этом и многом другом вы узнаете из лекции Игоря Медведева.
  • Игорь Медведев

    Игорь Медведев

    Заведующий лабораторией цунами Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Выпускник кафедры океанологии Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Специалист по колебаниям уровня моря, морским волнам, наводнениям, цунами.

Море волнуется раз

Океанология – наука об океане

Океанология среди наук о Земле занимает особое место уже потому, что «сухопутных» наук великое множество, а морская до сих пор только одна. Интерес к океану возрастает с каждым годом, будущее человечества уже невозможно представить без использования океанских ресурсов и потому исследования океана становятся все более приоритетными.

На лекции мы поговорим о Мировом океане и отдельных его частях, о ветрах и течениях, о морских льдах, о свойствах морской воды, о том, как изучают сложные процессы в океане с древнейших времен по настоящий момент, о современных океанологических приборах.

Фото с сайта: https://img1.goodfon.ru

  • Сергей Мухаметов

    Сергей Мухаметов

    выпускник кафедры океанологии МГУ имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель географического факультета МГУ, участник более 20 экспедиций.

Океанология – наука об океане

Жизнь в пустыне

В ходе лекции мы познакомимся с одной из самых крупных пустынь Средней Азии – пустыней Каракумы. Настоящая пустыня – это резкие перепады температур в разные сезоны и отсутствие осадков большую часть года. Вы узнаете насколько изобретательна природа и какие приемы выживания в невыносимых условиях пустыни используют разные животные.   В частности, речь пойдет о песчанках и тушканчиках, и других мелких млекопитающих, обитающих в этой пустыне. С некоторыми из этих удивительных созданий вы познакомитесь поближе.

  • Ольга Ильченко

    Ольга Ильченко

    Окончила Калининский гос. университет по специальности зоология. Работает в Московском зоопарке почти 40 лет сначала в научном отделе,
    а последние 12 лет возглавляет Экспериментальный отдел мелких млекопитающих. Мелкие животные пустыни один из объектов ее работы. Она занималась изучением их поведения в естественных условиях – много раз ездила в экспедиции в пустынные районы Туркмении, Армении, Казахстана, Калмыкии. Разрабатывала методики содержания, разведения, проведения спячки многих мелких животных, обитающих в пустынях.

Жизнь в пустыне

Лес глазами медведя

Огромную часть северного полушария занимает тайга, обладающая огромным разнообразием животного мира. На лекции мы поговорим о хозяине тайги - медведе. Все ли мы знаем про медведей и их повадки? Что они едят
и где спят? Какую роковую роль человек может сыграть в жизни медвежьей семьи? На лекции мы заглянем в жизнь медведей и поговорим о том, как помочь медвежатам, оставшимся без мамы, научиться жить в дикой природе. Об этом нам расскажет Василий Пажетнов, потомственный биолог, семья которого уже более 20 лет занимается спасением и воспитанием осиротевших медвежат.

Фото с сайта: http://www.zapoved.net

  • Василий Пажетнов

    Василий Пажетнов

    Биолог-охотовед, сотрудник Торопецкой биологической станции «Чистый лес» - Центра реабилитации медвежат-сирот.

Лес глазами медведя

Удивительный мир Амазонии

В каждом уголке нашей планеты условия складываются по-разному
и Амазония - не исключение. В этом регионе далеко не везде ступала нога человека и даже сегодня многие её районы доступны лишь с огромным трудом.

Чем же может удивить нас этот невероятный и недоступный мир? Муравьями, которые строят гигантские подземные города и выращивают там тонны грибов, яркими смертоносными лягушками, размером с ноготок, самыми огромными в мире змеями, зверями, у которых внутри всё перевёрнуто, а в шерсти живут бабочки, похожими на мышей предками кенгуру и многим-многим другим.

Домашнее задание: почему в джунглях Амазонии огромное количество разных видов змей и лягушек, а в России - совсем мало?

Фото с сайта: https://rock-cafe.info

  • Александр Гатилов

    Александр Гатилов

    Ведущий сотрудник экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал жизнь птиц и зверей тундры. Увлекается террариумистикой.

Удивительный мир Амазонии

Зачарованные острова

Галапагосские острова – место контрастов, способное поразить даже бывалых путешественников и ученых.

Здесь увидишь и иссохшую пустыню, и тропический дождевой лес, песчаные дюны и исполинские вулканы. Изоляция и уникальный микроклимат послужили причиной возникновения удивительного животного мира Галапагосов. Как на островах уживаются вместе арктические и тропические животные? Откуда здесь появились гигантские черепахи и морские игуаны?
И почему животные здесь не боятся человека? Об этом мы поговорим
на лекции биолога Григория Цидулко.

Фото с сайта: https://hochyvseznat.ru

  • Григорий Цидулко

    Григорий Цидулко

    Закончил биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова по двум специальностям зоолог и эколог, занимается изучением китообразных. Работал тренером морских млекопитающих в Московском зоопарке.
    С 1997 года основной интерес проявляет к изучению и охране серых китов
    в Охотском море. В 2002-2009 годах работал в Международном фонде защиты животных IFAW, занимаясь изучением и охраной морских млекопитающих
    в России. Член панели независимых экспертов Международного Союза Охраны Природы (МСОП/IUCN).

Зачарованные острова

Путешествие по "Книге джунглей"

Индия издавна была известна европейцам как "Страна чудес".
С животным миром Индии многие из нас знакомы в основном по рассказам
и сказкам Редьярда Киплинга. Тигры, леопарды, красные волки, коршун чиль, мангуст, крыса чучундра и другие персонажи, кажется, хорошо нам знакомые: где и как они живут, правдивы ли их "портреты", нарисованные Киплингом? Кто остался за страницами его книг? О чудесах природы Индии мы поговорим на лекции.

Домашнее задание: у Киплинга птичка Дарзи поёт: "Здесь, на земле,
я - портной. Домик из листьев я шью." Подумайте, чем постройка этой птички оказывается лучше гнёзд других птиц?

Фото с сайта: https://www.ontarioparks.com


  • Павел Квартальнов

    Павел Квартальнов

    Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

Путешествие по "Книге джунглей"

На приеме у ветеринара

«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, приходи к нему лечиться и корова, и волчица» - с этих слов из известной детской сказки начиналось наше знакомство с профессией ветеринарного врача. На лекции мы поговорим о животных, которые живут рядом с нами – о наших домашних питомцах. Как правильно ухаживать за ними, чем кормить и по каким признакам определить наличие заболевания. Поговорим о том, кто такие ветеринарные врачи, когда и зачем к ним нужно обращаться. Узнаем, чем наши питомцы отличаются от нас и чем на нас похожи. Мы проведем настоящий ветеринарный осмотр пушистого «пациента», ознакомимся с приборами современных «Айболитов» и приобщимся к наукам, которые изучает любой будущий ветеринар. Домашнее задание: какая температура тела будет в норме для кролика? А для попугая?
  • Мария Акиншина

    Мария Акиншина

    Закончила МГАВМиБ им. К.И.Скрябина по специальности «Ветеринария». С 2014 года занимается ветеринарной орнитологией
    и изучением микрофлоры птиц. Является разработчиком практико-ориентированных занятий для школьников в системе дополнительного образования по направлениям «ветеринария», «биотехнология», «микробиология».

 На приеме у ветеринара

Соседи по даче

Не только в жарких тропиках водятся невероятные животные. Немало интересных существ можно обнаружить даже на даче в Подмосковье.
На лекции мы поговорим о широко известных и совсем незнакомых букашках, узнаем об отличиях саранчи от кузнечиков, познакомимся с пауком-нянькой
и златоглазкой, поймем почему бронзовки так быстро взлетают. В качестве иллюстрации можно будет посмотреть коллекцию насекомых.

Домашнее задание: подумайте, чем отличаются осы и пчелы?

Фото с сайта: fotokto.ru

  • Федор Мартыновченко

    Федор Мартыновченко

    Сотрудник кафедры энтомологии биологического факультета
    МГУ им. М.В.Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. Много работает с детьми, в том числе в летних лагерях. В Московском зоопарке ведёт кружок «Манулята». Интересуется биологическими заблуждениями.

Соседи по даче

Кто мы есть и кем мы были

На протяжении многих миллионов лет на нашей планете происходит удивительная гонка между различными видами живых организмов. Кто-то покорил водную среду, кто-то освоил воздушную, а кто-то, не выдержав этого «соревнования», сохранился лишь в виде ископаемых остатков.

А что же люди? История нашего развития насчитывает несколько миллионов лет и за столь короткий срок наш вид умудрился достичь немалых высот. Являясь частью животного мира, предки человека приспосабливались
к изменяющимся условиям среды, осваивали новые места для обитания, конкурировали за добычу с другими животными. Но кто же были эти самые предки? Чем мы отличаемся от наших прародителей?

На лекции мы рассмотрим основные этапы становления человека человеком; выясним, что общего у нас с обезьянами и какими методами пользуются учёные, чтобы восстановить наше эволюционное древо.

Домашнее задание: учёные относят вид Homo sapiens к семейству человекообразных обезьян. И несмотря на то, что наш внешний вид изменился в процессе эволюции, мы имеем множество признаков, присущих другим приматам. Посмотрите на себя в зеркало и подумайте, в чём мы похожи, а чем отличаемся от них.

Фото с сайта: autogear.ru

  • Анна Гуторова

    Анна Гуторова

    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. М.В.Ломоносова, сотрудник Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН, сотрудник лекционно-экскурсионного сектора культурно-просветительного отдела
    ГАУ «Московский зоопарк».

Кто мы есть и кем мы были

Звериная ДОистория

Что общего между мышью, жирафом и человеком? Очень многое!
У всех этих животных есть шерсть (или волосы), они способны кормить детёнышей молоком, одним словом они млекопитающие.

На лекции мы проследим тяжёлый и сложный путь наших предков: вспомним невероятных звероящеров; посмотрим, как прятались крошечные зверюшки в тени динозавров; познакомимся с кровожадным дидельфодоном; узнаем, когда разошлись пути кошек и собак; увидим, как животные, похожие на бегемотов с лисьей мордой, превратились в грациозных дельфинов. А также вас ждёт встреча с длинношеим носорогом, саблезубым тигром, обезьяной – Кинг Конгом и адским кабаном!

Домашнее задание: современные млекопитающие очень разнообразны, но всё же во многом похожи. Постарайтесь вспомнить все уникальные черты зверей. Как легко отличить млекопитающее от рыбы?

 

Фото с сайта: 1zoom.ru

  • Попов Ярослав

    Попов Ярослав

    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. М.В Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

Звериная ДОистория

Эра динозавров

Динозавры - огромные ящеры, сто восемьдесят миллионов лет подряд топтавшие нашу планету. Откуда они взялись? Правда ли, что они были размером с дом? Верно ли, что птицы – это выжившие динозавры? Куда делись динозавры: вымерли от болезней, были убиты кошмарным астероидом, съели друг друга? Обо всём этом и многом другом вы узнаете, посетив лекцию Сергея Дробышевского.

Домашнее задание: подумайте, кто из древних животных не является динозавром.

Фото с сайта: rus.tvnet.lv

  • Станислав Дробышевский

    Станислав Дробышевский

    Антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, научный редактор научно-просветительского портала antropogenez.ru. Член научно-экспертного совета "Сообщества молодых ученых", участник множества археологических экспедиций; лауреат премии "За верность науке" 2017 года и Беляевской премии 2018 года, финалист премии "Просветитель" 2017 и 2018 гг.

Эра динозавров

Когда жизнь стала «явной»: от «скелетной революции» до освоения суши

Сотни миллионов лет назад на Земле резко увеличилось количество биологических видов, помимо «невидимых» бактерий появились видимые глазу живые существа. Развились организмы, обладающие минеральными скелетами, членистоногие и хордовые, а также образовались сложные формы растений. «Скелетная революция» привела к тому, что самые разные живые существа освоили сушу: от высших растений до четвероногих позвоночных животных. На лекции мы узнаем, что такое Фанерозой, почему его называют эоном «явной жизни» и что способствовало «скелетной революции».

Домашнее задание: почему обитающим на суше живым существам так важен скелет?

  • Александр Бакаев

    Александр Бакаев

    Младший научный сотрудник и аспирант Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН. Занимается изучением лучеперых рыб позднего палеозоя. Закончил магистратуру на кафедре палеонтологии 

    и стратиграфии Геологического факультета Казанского федерального университета совместно с магистратурой (по программе двойного диплома)
    во Фрайбергской горной академии (Германия, Саксония). 

Когда жизнь стала «явной»: от «скелетной революции»  до освоения суши

Земля до начала времен

На Земле имеются уникальные условия, которые позволяют живым организмам существовать, расти и эволюционировать. Но так было не всегда. Миллиарды лет назад наша планета представляла из себя всего лишь маленькую песчинку на просторах Вселенной. А затем цепочка космических событий, запустивших формирование Солнечной системы, привела к образованию Земли. На лекции мы отправимся в путешествие в далёкое прошлое, когда только-только зажглось Солнце. Лекция расскажет о детстве нашей планеты; о том, как появились условия, пригодные для жизни; как эта первая жизнь начала развиваться и постепенно завоёвывать всё больше пригодных для обитания мест, от древних морей и океанов до первых шагов на суше.

Домашнее задание: подумайте, из чего состоит Земля? Что могло поспособствовать развитию жизни на планете? Кем были первые поселенцы на Земле?

Фото с сайта: ok-t.ru


  • Татьяна Кулашова

    Татьяна Кулашова

    Выпускница кафедры палеонтологии геологического факультета
    МГУ им. М.В.Ломоносова, бывший сотрудник ПИН РАН, специалист
    по ископаемым сколекодонтам (челюстям блуждающих полихет), сотрудник ИЦ "Популярная Геология".

Земля до начала времен

Микробы на службе у науки

У многих из нас бактерии ассоциируются с враждебными организмами, вызывающими заболевания. Но некоторые виды бактерий стали друзьями и помощниками человека. В современном мире они успешно применяются
в разных отраслях науки и промышленности.

На лекции мы поговорим о применении бактерий в генной инженерии, в пищевой и химической промышленности, в медицине, в сельском хозяйстве и даже... в строительстве! Мы узнаем, что микроорганизмы "спасают" больных сахарным диабетом, помогают изготовить вкусные и полезные продукты питания, очищают воду, помогают добывать полезные ископаемые (даже золото), укрепляют фундамент домов! 

Домашнее задание:

Подумайте, какие продукты, содержащие полезные бактерии, мы употребляем в пищу?

Фото с сайта: https://yandex.ru

  • Иванова Наталья

    Иванова Наталья

    Врач и педагог, кандидат медицинских наук, генеральный директор компании "Микрофото", автор книги о влиянии наркотиков и алкоголя
    на организм человека "Выбери свой путь. Сделай мудрый выбор".

Микробы на службе у науки

Суперспособности микробов

Бактерии — пионеры заселения земли. Они способны выживать в экстремальных условиях (обнаружены на дне океана, в горячих источниках и горных ледниках). Эти крошечные существа прекрасно приспосабливаются к самым сложным условиям жизни. Бактерии вступают в различные отношения с другими организмами — от симбиоза до паразитизма.

На лекции мы разберем, почему некоторые бактерии способны расти и размножаться при очень высоких или очень низких температурах окружающей среды, в зонах воздействия радиации, в местах с отсутствием или очень низким содержанием кислорода. Поговорим об образовании спор бактерий, устойчивых к нагреванию, действию ультрафиолетовых лучей, антибиотиков и других факторов.  

Домашнее задание:

Подумайте, какие особенности бактерий могут быть полезными
для человека, а какие - вредными.

Фото с сайта: http://med-heal.ru

  • Митрофанова Наталья

    Митрофанова Наталья

    Микробиолог. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова, занимается изучением микробиологического состава воздуха Москвы, работала
    во Всероссийской коллекции микроорганизмов.

Суперспособности микробов

Связь микромира с макромиром

Почему у полярных медведей в зоопарке Сан-Диего летом зеленый мех? Сколько килограммов микробов в организме человека? Какие бактерии можно купить в аптеке и зачем они нужны? Обо всем этом поговорим на лекции. А еще мы с вами пофантазируем о том, какой была бы жизнь, не будь вокруг нас невидимых «зверьков».

Домашнее задание:

Почему некоторые виды бактерий называются кокками? Какие разновидности "кокков" населяют человеческий организм?

  • Буданова Елена

    Буданова Елена

    Доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии ФГАОУ ВО Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Область научных интересов: механизмы формирования устойчивости микроорганизмов к антибиотикам. Изучение противомикробной активности растений.  Изучение биологической безопасности биотехнологических штаммов микроорганизмов и их влияние
    на здоровье населения.

Связь микромира с макромиром

Я вмещаю множества

Микроорганизмы окружают нас повсюду и даже обитают внутри нашего тела. Кто они, нужны ли нашему организму, могут ли принести вред и возможно ли с ними «дружить»? На эти вопросы мы попробуем ответить в течение лекции.  А еще узнаем, как ученые изучают микрофлору тела и как эти знания помогают сохранить здоровье человека и даже оценить состояние диких животных в природе.   

Фото с сайта: https://cdn.yenicag.ru

  • Денисенко Татьяна

    Денисенко Татьяна

    Кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии МГАВМиБ-МВА им. К.И.Скрябина, педагог дополнительного образования ДТДиМ им. А.П.Гайдара; научный руководитель АНО «Научно-экологический Центр спасения дельфинов «Дельфа». Занимается изучением микрофлоры и заболеваний морских млекопитающих.

Я вмещаю множества

Мир микробов и его обитатели

Микробы окружают нас повсюду, где бы мы ни находились. Попробуем представить себе, что мы попали в микромир со множеством его обитателей. На лекции мы поговорим о царствах микроорганизмов и о различиях между ними. Ну и, конечно, не обойдем вниманием прибор, который позволил нам, людям, изучать и исследовать эти маленькие объекты живой природы. С помощью микроскопа мы попробуем «заглянуть» в невидимый мир микроорганизмов и даже понаблюдать за их жизнью.

Домашнее задание:

Все мы знаем простейший микроорганизм - инфузорию-туфельку. Туфелькой ее назвали из-за причудливой формы клетки, напоминающей стопу человеческой ноги. А почему же именно – инфузория? Как это связано с историей ее открытия? Кто и где впервые ее обнаружил?

  • Мария Акиншина

    Мария Акиншина

    Закончила МГАВМиБ им. К.И.Скрябина по специальности «Ветеринария».

    С 2014 года занимается ветеринарной орнитологией и изучением микрофлоры птиц. Является разработчиком практико-ориентированных занятий для школьников в системе дополнительного образования
    по направлениям «ветеринария», «биотехнология», «микробиология».

Мир микробов и его обитатели

Звери-соседи

Многие из вас встречали белок и ежей в непосредственной близости от загородных домов. А знаете ли вы, что на большинстве загородных участков обитает ещё несколько видов мелких млекопитающих? А под крышей дома или в соседней роще, живут настоящие летучие мыши! На лекции мы узнаем каких животных можно встретить на дачном участке, как вести себя при встрече со зверями-соседями и какие интересные наблюдения за ними можно проводить. Домашнее задание: Подумайте, есть ли способы привлечения разных млекопитающих на свой загородный участок? Какие из этих зверей могут принести пользу человеку? Фото с сайта: pinterest.co.uk
  • Тумасьян Филипп

    Тумасьян Филипп

    Выпускник Тимирязевской академии, кандидат биологических наук, ныне ведущий зоолог экспериментального отдела мелких млекопитающих ГАУ «Московский зоопарк». Занимался изучением разных видов землероек как в природе, так и в Московском зоопарке.

Звери-соседи

Удивительные букашки на даче

Все мы знаем, что в тропических странах полно невероятных животных. Однако немало интересных существ можно обнаружить и в Московской области. На лекции мы поговорим о незаметных и малоизвестных букашках, таких как личинки златоглазок и пауки-няньки, научимся отличать саранчу от кузнечиков, узнаем почему стрекочут бронзовки и каких удивительных насекомых можно встретить на даче. Домашнее задание: Вспомните, каких насекомых можно увидеть на цветах. В каких цветах больше всего разных насекомых? Фото с сайта: bezva.info
  • Мартыновченко Федор

    Мартыновченко Федор

    Сотрудник кафедры энтомологии биофака МГУ им. М.В.Ломоносова. Научные интересы: фауна и поведение пауков. Ведёт студенческие практики. Много работает с детьми, в том числе в летних лагерях. В Московском зоопарке ведёт кружок «Манулята». Интересуется биологическими заблуждениями.

Удивительные букашки на даче

Палеонтология в огороде

Ну кто не мечтает обнаружить скелет динозавра, помогая бабушке в огороде? На лекции юные искатели окаменелостей смогут узнать, где лучше всего проводить поиски и что стоит разыскивать. Мы поговорим о том, какие животные жили миллионы лет назад на месте Москвы и Московской области, и, главное, узнаем, как же всё-таки найти динозавра? Домашнее задание: Вспомните, находили ли вы когда-нибудь что-то похожее на окаменелости и где вы совершали поиски? Узнайте у родителей (дедушек, бабушек, сестер, братьев) удавалось ли им обнаружить какие-либо остатки древних животных? Фото с сайта: pinterest.de
  • Попов Ярослав

    Попов Ярослав

    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. М.В.Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

Палеонтология в огороде

Полноцветное общение

Можно ли общаться в полной тишине и без движения? Зачем это может быть нужно? Как донести свою мысль сразу до всех живых существ? На лекции мы разберемся, как можно общаться с помощью цвета и зачем и как понять, что же именно тебе хотят сообщить. Домашнее задание. Сколько цветов радуги видят животные? Фото с сайта: TopKin.ru
  • Александр Гатилов

    Александр Гатилов

    Ведущий сотрудник Экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал жизнь птиц и зверей тундры. Увлекается террариумистикой.

Полноцветное общение

Кукушка хвалит петуха: звуки в жизни птиц и других животных

Летом мы привыкли просыпаться под пение многочисленных птиц, а зимой нас бодрит неугомонное чириканье воробьёв. Наш мир наполнен звуками, издаваемыми самыми разными животными. На лекции мы поговорим о том, что такое акустическая коммуникация, и узнаем, как животные общаются с помощью звуков и для чего они их издают. Мы разберемся, как устроен аппарат, с помощью которого, поют птицы, как им удаётся общаться между собой, не привлекая внимания хищников, и как одни животные могут обманывать других при помощи звуков и для чего это нужно. Домашнее задание. Подумайте, зачем птицы подражают голосам других животных? Какие птицы, которых вы встречали, обладают способностью к подражанию? Фото с сайта: hbw.com
  • Павел Квартальнов

    Павел Квартальнов

    Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

Кукушка хвалит петуха: звуки в жизни птиц и других животных

Язык движений

Считается, что собака виляет хвостом от радости, а вот кошка, наоборот, от раздражения. Правда ли это? Почему испуганный зверь поджимает хвост? На лекции мы поговорим о том, как птицы и другие животные общаются с помощью движений, узнаем, понимают ли представители разных видов животных жесты и позы друг друга, а также разберемся, для чего надуваются жабы, кому кивают ящерицы агамы, почему олени бодают деревья и что хотят сказать своими танцами пауки и пчёлы. Домашнее задание. Понаблюдайте за знакомыми вам домашними животными и попробуйте составить «собаче-человечий» или «кошаче-человечий» словарь-разговорник. Фото с сайта: pinterest.com
  • Мария Тиунова

    Мария Тиунова

    Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова, обучаясь на биологическом и педагогическом факультетах. В настоящее время работает учителем биологии в школе "Интеллектуал". Занималась организацией и проведением Детского летнего естественнонаучного лагеря. Несколько лет работала в научных лабораториях Московского Политеха. Принимала участие в выездных экспедициях для школьников.

Язык движений

Химическая коммуникация

Как некоторым животным удается улавливать запахи на расстоянии нескольких километров на суше и в воде? О чем говорят животным запахи и для чего у многих животных такое хорошее обоняние? На лекции мы поговорим о том, что же такое запах на самом деле, и какую роль он играет в коммуникации животных. Мы узнаем, как быстрее найти добычу или предупредить сородичей об опасности, а также у кого самый острый нюх. Домашнее задание. Закройте глаза и представьте, что бы вы могли узнать только по запаху. Фото с сайта: pinterest.com
  • Александра Тертицкая

    Александра Тертицкая

    Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова, обучаясь на биологическом и педагогическом факультетах. По специальности – зоолог беспозвоночных, изучает ценные виды ракообразных – крабов, раков и креветок, их разведение и содержание в аквариумах и в больших рыбохозяйственных комплексах. Участвовала в экспедициях на Белое и Баренцево моря. Увлекается дайвингом.

Химическая коммуникация

Смотри, что расскажу

Если ты живешь в такой среде, где не работает ни обоняние, ни зрение, то можно научиться видеть с помощью… звука! Для этого нужно «всего лишь» правильно распознавать отраженное от предметов эхо. О том, как это возможно, и пойдет речь на лекции. А еще мы узнаем, о чем «разговаривают» киты и каким хитростям человек научился у морских млекопитающих. Домашнее задание. У человека развиты все органы чувств. Мы можем видеть свет и цвета, чувствовать запахи, ощущать прикосновение и, конечно, слышать звуки. Подумайте, а зачем человеку нужна речь? Фото с сайта: pinterest.com
  • Григорий Цидулко

    Григорий Цидулко

    Закончил МГУ им. М.В.Ломоносова, обучаясь на биологическом факультете, по двум специальностям зоолог и эколог, занимается изучением китообразных. Работал тренером морских млекопитающих в Московском зоопарке. С 1997 года основной интерес проявляет к изучению и охране серых китов в Охотском море. В 2002-2009 годах работал в Международном фонде защиты животных IFAW, занимаясь изучением и охраной морских млекопитающих в России. Член панели независимых экспертов Международного союза охраны природы (МСОП/IUCN).

Смотри, что расскажу

Невероятные приключения динозавров в России

Миллионы лет назад по Земле бродили невероятные животные - динозавры. Многие думают, что они населяли и территорию современной России. Однако оказалось, что большая часть нашей страны в эпоху динозавров была морем! Более 100 лет ученые искали ответ на вопрос: неужели на территории России не было даже маленького островка суши с рептилиями? Где в России можно найти динозавров - ответ на этот и многие другие вопросы вы сможете узнать на нашей лекции. Домашнее задание: Во времена Юрского периода на месте Москвы плескалось море. Как думаете, какие животные там жили? В каких странах находят множество скелетов динозавров? Что остается от древних животных, кроме скелета? Фото с сайта: animalreader.ru
  • Попов Ярослав

    Попов Ярослав

    Выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

Невероятные приключения динозавров в России

Полёт сквозь время

На лекции мы поговорим о птицах, живших во времена бронтозавров и тираннозавров, а также о тех далёких временах, когда Землю населяли странные пернатые существа – далекие предки птиц, никогда не поднимавшиеся в небо. Переместившись во времена менее далёкие, мы увидим тропических птиц лесов Европы, и необычных пернатых, совсем недавно населявших океанические острова. Домашнее задание: Вспомните, кто из современных животных состоит в наибольшем родстве с птицами? Какие у этих животных есть общие черты с птицами? Фото с сайта: nauka21vek.ru
  • Квартальнов Павел

    Квартальнов Павел

    Зоолог, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, около 20 лет изучает поведение птиц. Работал в тропических лесах Вьетнама, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах России.

Полёт сквозь время

Древние млекопитающие: какими они были?

В современном мире млекопитающие играют ведущую роль в биосфере. Всегда ли млекопитающие выглядели так, как современные виды? От кого произошли современные киты и дельфины? Кто был самым свирепым хищником среди млекопитающих? Какие гиганты были предками современных лошадей? О самых удивительных млекопитающих, обитавших на нашей планете в прошлом, поговорим на нашей лекции. Домашнее задание. Подумайте, как мог выглядеть предок всех современных млекопитающих? Фото с сайта: ok.ru
  • Тумасьян Филипп

    Тумасьян Филипп

    Выпускник Тимирязевской академии, кандидат биологических наук, ныне ведущий зоолог Экспериментального отдела мелких млекопитающих. Занимался изучением разных видов землероек как в природе, так и в Московском Зоопарке.

Древние млекопитающие: какими они были?

Скачок в сторону

Большинство видов современных амфибий - весьма незаметные существа. Даже самые экзотические виды этих животных обычно не так велики – самые крупные из отряда бесхвостых еле преодолевают рубеж в три килограмма. Среди отряда хвостатых амфибий есть более крупные животные – так, гигантские саламандры изредка могут достигать 70 кг. Однако это не идёт ни в какое сравнение с размерами их древних гигантских предков. О гигантах прошлого, их происхождении и современных видах и пойдёт наш рассказ. Домашнее задание: Подумайте, может ли лягушка быть размером с быка? Что ей для этого понадобится? Фото с сайта: paleontologyworld.com
  • Гатилов Александр

    Гатилов Александр

    Ведущий сотрудник Экспериментального отдела мелких млекопитающих, зоолог и орнитолог. Выпускник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимал участие в экспедициях на полуостров Таймыр и в Ненецкий заповедник, где изучал непростую жизнь птиц и зверей тундры. Увлекается террариумистикой.

Скачок в сторону

Вымершие беспозвоночные

Кроме известных большинству из нас вымерших динозавров, которые были позвоночными животными, древнюю фауну составляло большое количество беспозвоночных животных. Остатки самых известных из них – аммонитов и белемнитов легко можно найти в Подмосковье и даже на газонах в Москве. Следы разнообразных вымерших беспозвоночных можно также увидеть в Московском метрополитене. Что же это были за животные? Как устроены вымершие беспозвоночные и кто из их родственников населяет современные моря и океаны – обо всем этом поговорим на лекции. Домашнее задание: Как вы думаете, откуда вымершие беспозвоночные появились на стенах Московского метро? Фото с сайта: divnogor.ru
  • Тертицкая Александра

    Тертицкая Александра

    Закончила биологический и педагогический факультеты МГУ в 2005 году. По специальности – зоолог беспозвоночных, изучает ценные виды ракообразных – крабов, раков и креветок, их разведение и содержание в аквариумах и в больших рыбохозяйственных комплексах. Участвовала в экспедициях на Белое и Баренцево моря. Увлекается дайвингом.

Вымершие беспозвоночные

"Зверей всех пращуры - звероящеры"

Дорогие друзья, в преддверии Нового года в Московском зоопарке состоится интереснейшая лекция о существах, отделенных от нас веками, известных как «звероящеры».

Согласно китайскому календарю, наступающий Новый 2018 год – будет годом Собаки. Именно о предках собак, кошек и других млекопитающих – звероящерах - и пойдет рассказ на лекции.

Вы познакомитесь с ужасными эстемменозухами, свирепыми иностранцевиями, юркими цинодонтами и другими древними предками знакомых нам животных.
Вы узнаете, где и почему чаще всего находят останки зверообразных ящеров. А кроме того, вы узнаете ответ на необычный вопрос: почему эти древние животные ближе нам, чем динозавры?

Фото с сайта: pinterest.com
  • Ярослав Попов

    Ярослав Попов

    выпускник кафедры палеонтологии МГУ им. Ломоносова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея, хранитель палеонтологической коллекции. Специалист по ископаемым рыбам.

"Зверей всех пращуры - звероящеры"

Всё, что вы не знали о хомяках, и не догадывались спросить.

Пока зима окутывает Москву, мы с вами перенесемся в засушливые ландшафты и поближе познакомимся с хомяками. Что у них общего и чем они различаются? Сколько существует видов этих грызунов? Где и как они живут в природе? Что хомяки делают зимой? Как они встречают Новый Год? Об этом и других интересных фактах из жизни этих маленьких зверей мы узнаем на лекции.
  • Рюриков Георгий

    Рюриков Георгий

    Выпускник биологического факультета МГУ, в настоящее время сотрудник института проблем экологии и эволюции РАН, участник многочисленных экспедиций в Монголию, Туву, Бурятию и по югу европейской части России.

Всё, что вы не знали о хомяках, и не догадывались спросить.

Детский лекторий_запись

Если вам не хватило билета, вы можете записаться в лист ожидания, и мы пришлем вам письмо, как только у нас появятся места.