Почему и зачем зоопарк содержит старых и больных животных?
Люди, приходящие в Московский зоопарк, периодически выражают недовольство, если видят на экспозиции старых или больных животных. В принципе их можно понять — такие животные зачастую отличаются от своих «здоровых» собратьев и поведением, и экстерьером. У них может быть тусклая или клочковатая шерсть, прихрамывающая походка, и, конечно, они далеко не так активны, как их молодые собратья. В наше время, когда экономика является главной дисциплиной,
Помните крокодила Гену, который «служил в зоопарке крокодилом»? Можно сказать, что наши
Чувствую, как некоторые
В павильоне «Кошки тропиков» живет замечательная долгожительница- белая бенгальская тигрица Кали, которая родилась в 1997 году. Конечно, ветеринары постоянно присматривают за этой пожилой дамой, периодически обследуют ее и лечат по мере необходимости. Несмотря на преклонный возраст, она выглядит почти такой же красавицей, как и прежде, с удовольствием гуляет, обходит несколько раз по натоптанным тропам свой вольер, оставляет в определённых местах метки, играет со своими игрушками, а затем вальяжно ложится на любимое место — деревянный помост. Здесь она греется на солнышке и обозревает окрестности — с высоты их лучше видно. А еще Кали любит охотиться за посетителями. Она принимает охотничью стойку и начинает красться по направлению к «добыче». Дойдя до стекла, Кали делает неожиданный бросок, а потом с интересом наблюдает, как реагирует на это человек. По всему видно, что Кали все еще способна получать от жизни удовольствие, и нам кажется, что наблюдения за ней доставляет не меньшее удовольствие посетителям.
Теперь поговорим о животных, имеющих проблемы со здоровьем. Здесь ситуация более сложная. Безусловно, существуют болезни, несовместимые с жизнью или приносящие их обладателям постоянные страдания. Там, где медицина бессильна, приходится, как это ни печально, подчиняться неизбежному. Но есть и другие случаи. Например, на «Острове зверей» живет пара тундровых волков. Самка имеет повреждения передней лапы, которые затрудняют ее передвижения и заметно портят внешний вид. Однако если вы понаблюдаете за поведением этой пары хищников, наверняка, обратите внимание на очень доброжелательные отношения между самцом и самкой, на их трогательную заботу друге о друге. Волчица действительно сильно хромает, но это нисколько не нарушает гармонию, царящую в этой дружной паре. И, разумеется, мы не собираемся разлучать наших волков и подыскивать самцу новую красивую партнершу, тем более что знаем, что для этих животных характерна долгосрочная, а иногда и пожизненная моногамия. Для них будет очень травматична потеря партнера, а вот недостатки экстерьера одного из них волков нисколько не смущают.
Отдельного внимания заслуживает история нашей маленькой гориллы Амы, на долю которой выпало много несчастий. В силу ряда причин с двух месяцев ее воспитывали наши киперы, и она могла общаться с другими гориллами только на расстоянии. В четыре месяца в результате несчастного случая Ама потеряла руку. В тот момент нам казалось, что ее уже невозможно вернуть к нормальной жизни. Достаточно сказать, что ЕАЗА рекомендовала нам эвтаназию. Но мы не могли даже представить себе такой исход. Ама очень жизнерадостный ребенок, у нее прекрасный характер, и она настоящий боец. Мы решили рискнуть и попробовать вернуть Аму обратно в группу горилл. Первые контакты были очень напряженными и непредсказуемыми. Самец Визури поначалу отнесся к Аме настороженно, много раз нападал на нее и препятствовал ее общению с остальными гориллами (подробно об этом можно прочитать на нашем сайте). Аме пришлось нелегко, но постепенно она научилась понимать других членов группы и правильно реагировать на их действия, уступать дорогу Визурии принимать умиротворяющие позы. Постепенно ситуация улучшалась: агрессия Визури практически прекратилась, и теперь большую часть времени Ама проводит вместе с другими гориллами, где бы они не находились: в подвале, экспозиционном вольере или на улице. Процесс адаптации занял много времени, за ним с волнением следили не только сотрудники зоопарка, но и некоторые посетители. Они постоянно задавали вопросы, а мы на нашем сайте рассказывали о том, как обстоят дела у Амына данный момент. В павильоне около вольера разместили портреты всех наших горилл с краткими описаниями, и теперь интересующиеся посетители научились различать их в лицо. Ама, конечно, вызывает наибольшую симпатию и интерес, и мы никогда не слышали, чтобы люди жаловались на ее присутствие в группе. Она всегда находит себе занятия, упорно осваивает новые навыки, и ее физический недостаток не мешает ей получать удовольствие от жизни. Мы даже полагаем, что экспонирование таких животных имеет особую воспитательную ценность, оно способствует проявлению у детей (да и у взрослых!) толерантности, эмпатии и понимания того, что каждое живое существо имеет право на полноценную жизнь.
Появились свои поклонники и у других горилл. Некоторым нравится самая молодая и красивая самка Шинда, мать Амы, последней присоединившаяся к группе горилл 2012 году. Большинство посетителей даже не догадываются о том, что она тяжело больна. Шинде тоже пришлось нелегко, поначалу группа приняла ее «в штыки». Постепенно агрессия сошла на нет, и в 2013 году Шинда родила Аму, но вскоре ее потеряла (подробности этой печальной истории можно прочитать на нашем сайте). А потом у нее начались приступы эпилепсии. Если они настигали Шинду на высокой полке, она падала с нее на бетонный пол. Мы были близки к отчаянию — приступы все учащались, а отношение других горилл к Шинде ухудшалось, Они стали проявлять агрессию, отнимать у нее еду… Здесь надо сказать спасибо наших ветеринарам — в конце концов они смогли подобрать лекарство, которое полностью купировало приступы. Шинда до сих пор принимает его каждый день. Она постепенно пришла в норму и смогла занять достойное положение в группе. Теперь она осмелела настолько, что иногда даже задирает других самок.
Есть свои фанаты и у самой старой самки Папси, которой уже больше 40 лет. Папси прожила весьма насыщенную жизнь. Единственная из всех горилл она родилась в природе, в 1986 году попала в зоопарк города Лейпциг. Там она жила с самцом Гайди, а в 1998 году вместе с ним переехала в Москву. У Гайди тоже была эпилепсия, и Папси пришлось пережить его смерть. Конечно, для нее это был очень сильный стресс, ведь Папси прожила с ним больше 25 лет. Мы решили, что вывести ее из депрессии может только появление новых горилл, и в 2006 году в Московский зоопарк прибыли молодые самец Визури и самка Кира. Сначала Папси с ними не очень ладила, но в 2009 году у Киры родился первый детеныш, Викинг, и у нее началась вторая жизнь. Из молчаливого и грустного наблюдателя Папси превратилась в активного члена группы. Она очень подружилась с Кирой и во всех конфликтах с Визури безоговорочно становилась на ее сторону. Иногда самки вдвоем гоняли Визури по всему уличному вольеру, вызывая недоумение у посетителей. Оказалось, что никогда не рожавшая Папси очень любит детей: она часто играла с Викингом и всегда защищала его от гнева Визури, могла даже ударить этого огромного самца (чего никогда не позволяли себе другие самки). Поддержка Папси стала особенно важной для Викинга, когда у Киры родился второй сын, Квабена (для своих Беня). Все внимание Киры было приковано к малышу, и Викинг чувствовал себя покинутым. Вот
Авторы фото: Студия Art-Zebra и Александр Сашин.
Автор текста: Мария Тарханова