Купить билет на Новый год Новогодняя активность VIII международная конференция по обогащению среды. Часть 1

Обогащение среды

В ходе конференции обсуждались наиболее важные на сегодняшний день проблемы, которые решаются в ходе работы по обогащению среды. Наряду с традиционной разработкой новых приемов и методов обогащения и оценкой их эффективности, на первый план выходят работа с персоналом (как с киперами, так и с администрацией) по внедрению программ обогащения и руководству такими программами. Очень важным для благополучия животных признан правильный стиль общения киперов со своими подопечными, позволяющий животным ощущать возможности своего контроля над окружающей средой. В этой связи бурно развивается применение дрессировки (тренинга) с положительным подкреплением как средства повышения благополучия животных. Участники конференции отмечали необходимость разработки теоретической базы для работ по обогащению среды. 
 
Мы приводим изложение некоторых вопросов, поднятых на конференции.


Теория

Теоретические основы обогащения среды затрагивались в 4-х докладах и в 4-х стендовых сообщениях, причем лишь один из докладов (S. Popov) был полностью посвящен вопросам теории. В его докладе сформулирована мысль, что общей причиной поведенческого неблагополучия животных в неволе может быть отклонение от оптимального уровня возбуждения/стресса. Предложены принципиальные пути возвращения к нужному уровню, как через повышение, так и через понижение стимуляции. Соответственно, предложено говорить не о «обогащении», а об «оптимизации» среды обитания животных в зоопарках.

J. Rawlins и K. Coleman пытались решить проблему привыкания приматов к объектам обогащения с помощью эффекта новизны. Проверяли, сделает ли предметы обогащения более привлекательными, если изготавливать их более уникальными, т.е. непохожими друг на друга. Результаты говорят о том, что новизна – важный фактор обогащения, и ротация предметов обогащения может продлевать их использование.

Таким образом, переменные, определяющие скорость привыкания, это 1) «важность» стимулов (=характер внешнего подкрепления) и 2) их «новизна». На скорости привыкания сказывается режим подкрепления.

E. Neprintceva и O. Iltchenko рассмотрели влияние отзывчивого человека-наблюдателя на процесс поведенческой адаптации «проблемных» животных. После провоцирования наблюдателем активной исследовательской реакции на человека у этих животных появлялись элементы активного адаптационного поведения: более полное освоение доступного пространства, принятие пищи, спокойное реагирование на рутинные процедуры обслуживания.


N. Suda и U. Yoshikazu в своем докладе ставят вопрос о противоречии данных о пищевом обогащении среды теории оптимального фуражирования. В неволе животные при возможности выбора часто отказываются от самого легкого и эффективного способа получения пищи в пользу более сложного и энергозатратного. Они проверяли, будут ли усилия по добыванию еды соответствовать аппетиту животных. Результаты подтверждают, что выбор капуцинами тактики отказа от «дармового вознаграждения» может не зависеть от аппетита животных.

Дрессировка

Дрессировке (трэйнингу) как средству обогащения среды и, конкретнее, оптимизации взаимоотношений человека и животного, посвящено 6 докладов, 7 стендов и один видеофильм. Общее мнение, что дрессировка (трейнинг) – одно из наиболее действенных способов обогащения среды, или даже самостоятельное воздействие, равное по значимости обогащению. Анализу дрессировки как явления посвятили свои доклады Caterina Spiezio, Eveline Dungl и Gail Laule et al. Отмечено, что роль дрессировки в зоопарках существенно изменилась в последнее время. Во всех докладах подчеркивалось, что пищевая депривация недопустима, благотворным воздействием обладает только дрессировка с положительным подкреплением, причем и она должна проводиться так, чтобы животное могло в любой момент времени прервать контакт с человеком и уйти. Подобная дрессировка рассматривается как инструмент повседневного ухода. Она может компенсировать дефицит стимуляции в неволе, дает такие выгоды, как сотрудничество, улучшение состояния животных, снижение стресса, облегчение повседневного ухода и медицинских процедур без обездвиживания и анестезии, социализация. С ее помощью также решают задачи исследований и организуют представления для публики.

Дрессировка в целях исследований может использоваться как повседневное обогащение, улучшающее благополучие животных - участие макак и лемуров в экспериментах по социальному обучению оказалось удачным обогащением и положительно воздействовало на поведение животных (снижало агрессивность и стресс). В стендовом докладе Sgai M.G.F.G. и Pizzutto C.S. et al. дрессировка мармозеток сдавать мочу индивидуально в специальном деревянном ящике с сетчатой задней стенкой и выдвижным поддоном, помимо решения научных задач, также послужила обогащением среды животных.g

Отдельный вопрос – общение животного с человеком в ходе дрессировки. В докладе Susan Lutter утверждается, что такое общение повышает чувство контроля у животных и является «внутренним обогащением». Они предлагают обучать киперов технике общения с животными (гориллами) языком жестов и голосом. Создан видео-словарь знаков. Пример благотворного воздействия общения с человеком и тренинга на уровень жизни человекообразных обезьян показан в фильме Cristiane Pizzutto.

В остальных сообщениях рассматриваются конкретные примеры дрессировки зоопарковских животных: гигантских черепах приучали перемещаться по указаниям тренера (Marlena Diana), у макао с помощью специального тренинга удалось снизить стресс при хендлинге (Prist P. R. et al.), а у попугаев – повысить уровень естественного поведения (Stefan P. и Dungl E.). В "Ночном сафари" Сингапурского зоопарка у животных на экспозиции при помощи дрессировки старались вызвать желательные формы активности (Ling W.P.). Maier A. и Coleman K. показали, что в лабораторных условиях тренинг по методике положительного подкрепления для рутинных процедур по уходу и даже простое присутствие около клетки наблюдателя снижают уровень стереотипии макак резусов.

Оценки состояния животных

Цель обогащения среды – повышение благополучия животных, однако само понятие «благополучие» достаточно сложно определяемо и очень сложно оцениваемо. В большинстве случаев о благополучии животных в зоопарках и эффекте обогащения среды судят по поведенческим показателям.

Два доклада на конференции были посвящены проблемам таких оценок. Jill Mellen утверждала, что оценить состояние животного по его внешнему виду возможно только на основе антропоморфного сопереживания, но и при таком подходе практически невозможно без учета контекста и без знания видоспецифических особенностей внешних проявлений мотивационно-эмоциональных состояний. В качестве иллюстрации была продемонстрирована подборка фотографий животных, чье эмоциональное состояние предлагалось оценить слушателям. Большинство оценок были ошибочны.

Социальное обогащение

Связь обогащения среды с социальными взаимоотношениями животных представляет особый аспект проблемы, затронутый в нескольких докладах. Два из этих докладов, где рассматривали применение дрессировки для коррекции социальных отношений, упомянуты выше в разделе «Дрессировка». Кроме того, Signe Preuschoft в своем докладе описывал поведения раздела пищи у шимпанзе и пришел к выводу, что зоопарки не должны опасаться агрессии при совместном кормлении и должны создавать шимпанзе возможности для раздела пищи. Kathryn Yochis, рассматривая программу реабилитации гималайских медведей после желчегонных ферм, приходит к выводу, что обогащение не только способствует нормализации психики и поведения, но и позволяет стабилизировать группы медведей.

Christine Hrubesch исследовала социальное продвижение способов добывания корма из кормушек-головоломок в двух группах шимпанзе. Выбор техники не зависел от того, что видело в настоящий момент конкретное животное и от того, какую технику использовали его друзья и доминант группы. Каждый пользовался палочками так, как у него лучше всего получалось. Когда применение эффективной техники искусственно сделали невозможным, то «специалисты» в этой технике просто потеряли интерес к задаче.

Самцы и самки были одинаково способны к инсайту. Успех в одном способе добывания пищи предотвращал попытки найти другой способ, но социальное обучение облегчало такие попытки.

Посетители

Связь обогащения среды зоопарковских животных с посетителями в действительности содержит две проблемы: восприятие посетителями животных, реагирующих на обогащение среды, и восприятие животными посетителей, в том числе и как источника обогащения среды. Оба эти аспекта представлены в материалах конференции.

Joanna Bishop et al., изучая, чем определяется привлекательность животных для посетителей, обнаружили влияние двух факторов – активности и харизматичности. Харизматические животные привлекают людей независимо от активности, но активные больше. Не харизматические привлекают только, если активны. В свою очередь активность прямо связана с обогащением. Bosso P.L. et al., рассматривая обогащение среды как обучающий ресурс для природоохранных образовательных программ, показали, что публика (по крайней мере, в Бразилии) начинает понимать, что предсказуемая среда без изменений и неожиданности может поставить под угрозу благополучие животных. Для того, чтобы посетители могли осознать важность обогащения среды, разработан проект, который связывает работу по программе обогащения поведения животных в зоопарке Сан-Пауло с деятельностью подразделения по экологическому образованию Департамента по делам Образования и Общественности.

В зоопарке "Мир животных" Флоридского Диснейлэнда, по сообщению Hilpman G., команда киперов устраивала в послеобеденное время показательные обогатительные сессии, что вызывало интерес зрителей и позволяло объяснять им различные вопросы, связанные с животными.

Gaby Schwammer рассказала о работе просветительного отдела Венского зоопарка (отдел открыт в 1977 г.). Посетители, в первую очередь дети, под руководством инструкторов (в основном студентов-практикантов) делают предметы для обогащения, затем наблюдают за эффективностью применения этих предметов. В этой работе участвовали до 500 детей вместе с родителями, объединенные в группы по 20 человек. Получается дешево, удобно и с максимальным воспитательным эффектом. Конкретные программы обязательно обсуждаются просветителями с кураторами и киперами.

Seveghenian. E., P.L. Bosso и R. Tabach в своем стендовом докладе рассматривают роль посетителей как стрессирующего фактора и возможности нейтрализовать действие этого фактора при помощи обогащения среды. Для снижения стресса выдрам предоставляли средства обогащения, повышающие контроль над средой. Однако, оказалось, что публика, создавая сильный шум перед вольерами, мешала животным взаимодействовать с предметами обогащения.

Работа с персоналом

Серьезной проблемой деятельности по обогащению среды в большинстве зоопарков оказывается работа с персоналом. Этой проблеме на конференции было посвящено большое число докладов. Рассматривались вопросы о том, как убедить киперов в необходимости заниматься обогащением среды, как убедить в этом же администрацию, как наладить взаимодействие между разными службами зоопарка, как добиться оптимального стиля общения киперов с животными. Последнему вопросу было уделено особенное внимание.

Marianne Hartmann на примере работы с лесными котами показала, что кипер – ключевой фактор среды животного в неволе, хотя это часто игнорируется. Нормальный кипер не должен вызывать у животных панику, должен постоянно с ними общаться (говорить), устанавливая доверительные отношения. Даже в идеальных условиях содержания неправильное (не отзывчивое) поведение кипера резко снижает благополучие животного. Так что благополучие складывается из двух составляющих: условий содержания и взаимоотношений с кипером. По данным Pizzutto C.S., Nichi M., Sgai M.G.F.G. et al. позитивные взаимодействия самки шимпанзе с человеком привели к снижению уровня стресса и восстановлению половой функции. Центральную роль кипера в обогащении среды и необходимость поддержки инициатив киперов в этом вопросе подчеркивала в своем докладе и Vicky Melfi.

В других докладах были рассмотрены разные аспекты подготовки, обучения и методического обеспечения персонала для работы по обогащению.Carsten Knott рассказала о системе обучения зооперсонала в Германии, которая занимает три года. Всех студентов учат всем основным зооспециальностям (в т.ч. техническим навыкам), отдельные занятия посвящены методам обогащения среды. В докладе Camilla Norgaard говорилось о подготовке «профессиональных обогатителей» в зоопарке Копенгагена. Там разработаны четыре уровня мастерства: от основ понимания концепции обогащения до самостоятельной разработки киперами программ обогащения в соответствии с обогатительной политикой зоопарка.

Chang T.R., M.A. Bloomsmith, T.L. Maple показали, что целенаправленная методическая помощь, призванная стимулировать сотрудников зоопарков, непосредственно ухаживающих за животными, более активно использовать в своей работе поведенческое обогащение и дрессировку, не изменила время, затрачиваемое персоналом на поведенческое обогащение, но повысила его качество.

Со временем инициатива и энтузиазм сотрудников в отношении участия в программах обогащения спадают, этой проблеме был посвящен доклад Marty MacPhee. В их случае воспользовались рекомендациями психологов по поддержанию взаимного интереса супругов из длительно существующих пар. Создали группы для обучения и координации для управляющих (администрации) и для киперов. Встречи и совещания стали проводить не «по потребности», а регулярно. Создали специальную рабочую группу для поддержки сотрудников, занимающихся обогащением среды. Интерес удалось восстановить.

Margaret Whittaker рассказала о проблемах координации между разными подразделениями, необходимости принятия правильных и реалистичных управленческих решений.

Менеджмент обогащения

Вопросы организации программ по обогащению среды и управления этими программами оказались в центре внимания многих докладов.

Обзорный доклад был сделан Margaret Whittaker, которая рассмотрела управление поведением (Behaviour management) как всесторонний подход к улучшению благополучия животных в неволе. В развитии этого подхода она выделила две революции: применение обогащения среды и дрессировку с положительным подкреплением.

Главные сложности управления поведением связаны с проблемами координации между разными подразделениями, правильным выбором и применением способов управления, обучением персонала и реалистичностью принятых программ. Необходима система подготовки персонала для работы с поведением животных.

Monika Fiby et al. рассказала на примере реконструкции Парижского зоопарка, как обогащение среды должно закладываться уже на этапе планирования зоопарка.

Valerie Hare et al. обратила внимание на возможные издержки и опасности обогащения среды. В своем докладе она подчеркнула, что необходимо делиться с профессионалами негативной информацией о последствиях обогащения, чтобы предостеречь от повторения ошибок. Для избегания неприятных последствий рекомендуется: 1) как можно больше консультаций с компетентными людьми (прежде всего с киперами); 2) постараться предусмотреть самые неприятные сценарии; 3) многократно испытывать новые методы обогащения под контролем прежде, чем ввести их в повседневную практику; 4) собирать информацию отовсюду и ежедневно проверять практику обогащения.

В стендовом сообщении Grosse K. et al. сделана попытка оценить разные способы пищевого обогащения с позиции затраты – выгоды. Сравнили, сколько времени животное манипулирует с объектом, а также стоимость и затраты времени на изготовление объекта. Наиболее рентабельным оказался бумажный мешок. По сравнению с очень популярным и дорогим, но далеко не для всех особей эффективным "проблемным ящиком" все четыре исследованных объекта были дешевы в изготовлении и при этом довольно эффективны для всех исследованных особей.

Kment C. сообщила о том, что рисунки орангов, созданные ими в ходе обогатительных программ, впоследствии были проданы, а деньги пошли на переоборудование вольеры.