Конкурс Мантейфеля 12.03.2013

 

Конкурс имени П.А. Мантейфеля на лучшую юннатскую исследовательскую работу в области зоологии и охраны живой природы

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе юных натуралистов
имени заслуженного деятеля науки, Лауреата Государственной премии
профессора Петра Александровича Мантейфеля
на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны живой природы

 

Конкурс юннатских работ имени П.А.Мантейфеля проводится Московским зоопарком. Конкурс призван способствовать развитию у школьников любви к родной природе, интереса к биологическим наукам и навыков исследовательской работы.
На конкурс принимаются самостоятельно выполненные школьниками работы по вопросам содержания животных в неволе; экологии, образа жизни и поведения животных в естественной среде; а так же результаты самостоятельных экспериментальных исследований в области биологии развития, генетики, физиологии высшей нервной деятельности.
На конкурс не принимаются отчеты о работе кружков, отчеты о поездках, фотоальбомы и рефераты.
Представляемые работы должны быть аккуратно оформлены, иллюстрированы, снабжены списком используемой литературы. Текст работы необходимо отпечатать или разборчиво написать от руки.
При написании работы рекомендуется четко сформулировать цели и задачи, подробно изложить применявшиеся методы, описать полученные результаты, в заключение привести выводы.
На титульном листе работы необходимо указать ее название, фамилию и имя автора (авторов), класс, школу, год представления работы на конкурс. Если работа выполнена в школьном биологическом кружке, то надо указать название кружка, его адрес , фамилию имя и отчество руководителя. Если работа над темой проходила под чьим-либо непосредственным руководством, то необходимо привести данные о руководителе.
Жюри конкурса подводит итоги один раз в год, рассматривая все присланные работы, которые отвечают условиям конкурса. Для каждого класса определяются работы, занявшие три первых места, которые отмечаются дипломами, и работы, заслуживающие поощрительных грамот. Отдельно проводится конкурс коллективных работ.
Руководители двух и более работ, занявших призовые места, награждаются почетной грамотой жюри.
О результатах конкурса его участники извещаются по почте.
Присланные работы обратно не возвращаются и не рецензируются.
 
Работы представляются на конкурс до 1 января по адресу:
Москва, 123242 ГСП, Б.Грузинская ул., д.1, Зоопарк.
Просьба присылать работы ПРОСТОЙ бандеролью (а не ценной и не заказной).

Петр Александрович Мантейфель
1882 - 1959 

П.А.Мантейфель с юннатами у Большого пруда
Крупный российский зоолог-натуралист, основатель биотехнического направления в науке, создатель школы отечественных зоологов -  профессор Петр Александрович Мантейфель вырос в интеллигентной и высокообразованной дворянской семье. От отца - поэта, переводчика, земского деятеля - он унаследовал гуманистические идеалы и активную гражданскую позицию. Мать Петра Александровича, Анна Прокофьевна, была его первым наставником в распознавании растений и наблюдениях за животными в природе и неволе. Стремление исследовать животных появилось у него при обучении в реальном училище К.П. Воскресенского - настоящей школе юных натуралистов того времени, которую, кстати, окончил и другой замечательный русский биолог С.С. Четвериков. Это училище давало глубокие знания и прививало необходимые натуралистические навыки. По окончании его Петр Александрович поступил в Петровскую сельхозакадемию (ныне ТСХА) к профессору В.Р. Вильямсу. Помимо занятий и экспедиций академии он прошел университетский курс по орнитологии у М.А. Мензбира и слушал лекции К.А. Тимирязева по дарвинизму. Это сформировало его как знающего и целеустремленного естествоиспытателя.
В начале 1920-х годов П.А. Мантейфель стал заместителем директора Московского зоопарка по научной работе. Петр Александрович собрал вокруг себя интересующуюся молодежь и организовал в 1924 г. Кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ) - создал школу молодых исследователей-натуралистов. Кружковцы активно изучали дикую природу и под руководством Петра Александровича ставили в зоопарке эксперименты по содержанию и размножению животных в условиях неволи. Так были решены важные в то время народнохозяйственные задачи - разведение в неволе ценнейших пушных зверей, в первую очередь, соболя, одомашнивание лося.
П.А. Мантейфель со своими учениками уделял большое внимание изучению нарушенных хозяйственной деятельностью биоценозов, одним из первых применяя на практике экологический подход к решению хозяйственных задач.
В 1936 году П.А. Мантейфель перешел на работу в Пушно-меховой институт, где преподавал биотехнию. Петр Александрович очень любил охоту и пропагантировал природоохранительное значение культурной охоты.
Петр Александрович воспитал целую плеяду биологов-натуралистов. Учитель с большой буквы - вот кем он был и навсегда останется для учеников и последователей!

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ ИМ. П.А. МАНТЕЙФЕЛЯ В 2013 г.

Общие сведения
В 2013 г. для участия  в конкурсе зарегистрирована 271 работа из 104 населенных пунктов России, а также из Украины. По сравнению с 2012 годом количество конкурсантов сохранилось на прежнем уровне. К сожалению, много работ пришло со столь значительным опозданием, что они не могли быть зарегистрированы для участия в конкурсе этого года и отложены на следующий.

Напоминаем, что прием работ завершается 1 января последующего года, а осуществляется в течение нескольких месяцев предшествующего года  – с момента объявления официального начала конкурса!

Работы этого года были подготовлены главным образом при участии детских эколого-биологические центров, центров детского творчества и станций юннатов, а кроме того – юннатскими кружками московского, сахалинского, челябинского зоопарков, общеобразовательных школ и гимназий,  а также независимыми авторами.

Состав жюри
1. Батова О. Н. – канд. биол. наук, науч. сотр. ИПЭЭ РАН, руководитель КЮБЗа, Московский зоопарк
2. Брагина Ю.А. – руководитель КЮБЗа, Московский зоопарк
3. Варшавская Н.А. – пенсионер, руководитель КЮБЗа с 1986 по 2006 гг.
4. Дубровский В. Ю. – канд. биол. наук, науч. сотр. отдела научных исследований, руководитель КЮБЗа, Московский зоопарк
5. Мигунова Е.Я. – канд. биол. наук, зав. научно-просветительным отделом, Московский зоопарк
6. Панов Е.Н. – докт. биол. наук, профессор, гл. науч.сотр. ИПЭЭ РАН
7. Павлова Е.Ю. – секретарь конкурса, руководитель КЮБЗа, Московский зоопарк
8. Перешкольник С.Л. – ведущий  зоолог научно-просветительского отдела, Московский  зоопарк
9. Покровская И.В. – канд. биол. наук, вед. научн. сотр. ИГ РАН
10. Попов В.С. – канд.биол.наук, зав. лабораторией экспериментальных животных биологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова
11. Попов С.В. – председатель жюри, докт. биол.наук., первый зам. Генерального директора, Московский зоопарк

Секретарь жюри проводит первичное рассмотрение и отбор работ, ведет всю документацию по конкурсу. Каждую работу независимо друг от друга читают три члена жюри и выставляют свою оценку по пятибалльной шкале в общую ведомость. Председатель жюри подводит итоги конкурса, рассматривает все спорные и сомнительные случаи и выносит по ним свое решение. Результаты конкурса и отчет о работе жюри секретарь конкурса размещает на сайте зоопарка, оформляет все соответствующие документы участников конкурса и высылает их «Почтой России» по адресам, указанным на конвертах.

Результаты конкурса можно посмотреть  на странице сайта

Дипломами первой степени награждено всего 19 работ; дипломами второй степени – 41 работа; дипломов третьей степени удостоились 59 работ, грамотами отмечены 79 работ; свидетельства об участии в конкурсе получили 33 работы; 40 работ отклонены как несоответствующие условиям и/или тематике конкурса.

Комментарии жюри

Уважаемые участники конкурса! Прежде всего, по единодушному мнению членов жюри, несмотря на сравнительно небольшое количество дипломов первой степени, этот год отмечен высоким общим уровнем работ учеников средних и старших классов. Мы от души поздравляем победителей конкурса! Однако, хотелось бы обратить внимание на целый ряд организационных и смысловых недочетов, которые, мы надеемся, будут приняты к сведению.
1. Объявление о конкурсе мы публикуем на сайте зоопарка в начале октября, при этом  никто не запрещает присылать нам работы на конкурс и в течение всего года. Однако, основная их масса приходит в последний момент, под Новый год, когда почта и так перегружена. В результате некоторые работы теряются и не доходят вовсе, а довольно большая их часть поступает к нам со значительным опозданием,  после того, как жюри начало свою работу, и мы вынуждены откладывать эти поступления на следующий конкурс. Пожалуйста, отправляйте работы заблаговременно!
2. На сайте зоопарке в разделе КЮБЗ (конкурс Мантейфеля) опубликовано Положение о конкурсе с подробным изложением требований к принимаемым работам. Из этих требований ясно, что конкурс адресован, главным образом, учащимся средних и старших классов и предполагает знакомство учащихся с основными принципами ведения учебно-научной исследовательской работы – сбором материала в соответствии с поставленной целью исследования,  использованием адекватных общепринятых методик,  обработкой, анализом и изложением результатов. Главным критерием отбора работ для рассмотрения в конкурсе служит наличие собственных научных наблюдений автора и последующего грамотного оперирования полученными сведениями  при написании работы. В Положении о конкурсе ясно перечислено, какие именно работы мы НЕ принимаем вовсе. Тем не менее, ежегодно мы вынуждены тратить большое время на регистрацию и первичное рассмотрение работ, которые не имеют никакого отношения к направлению конкурса, а затем оформлять и рассылать почтой отказы в связи с несоответствием этих работ нашим требованиям. Убедительная просьба внимательнее относиться к требованиям конкурса!
3. Объектами наблюдения в работах, участвующих конкурсе служат живые организмы, живая природа! Мы отклоняли работы, связанные с индикацией загрязнения воды, воздуха, почвы,  если они не содержали самостоятельных задач по изучению биологии  видов-индикаторов, не рассматривали проблемы здоровья населения, соблюдения санитарных норм в учебных заведениях, здорового образа жизни, туризма, административных мер борьбы с бездомными животными  и т.п.
4. В последнее время получило распространение анкетирование населения, однако при наличии минимального количества наблюдений за животными, работы, содержащие анкетирование как основной метод получения результатов мы также отклоняли.
5. Пожалуйста, прежде чем отправлять работу, подумайте, соответствует ли она предъявляемым требованиям, содержит ли она исследовательский компонент, необходимый для получения высокого балла! Особенно это касается руководителей работ, авторами которых являются ребята 1-3 класса. Конечно, при рассмотрении работ младших классов жюри не руководствуется критериями серьезного научного исследования, но все же отдает предпочтение именно исследовательским работам, выполненным в природе. Тем, где ребенок продемонстрировал знания зоологии, наблюдательность, способность мыслить и грамотно, живо, разумно излагать свои соображения. Не присылайте нам, пожалуйста, литературные сочинения о домашних питомцах! Это не наш профиль!
6. Как и в прошлые годы, к сожалению, в некоторых работах авторы предпринимали беспомощные, а иногда просто абсурдные попытки формулировать гипотезы в начале работы. Как правило, они представляли собой  некие утвердительные высказывания, не имеющие ни малейшего отношения к понятию «гипотеза». Конечно, подобные высказывания («Мой кот – веселое и умное существо») не подлежат никакой проверке и, чаще всего, вообще больше в работе не упоминаются. Особенно нелепо «гипотезы» выглядят в работах младших школьников. Лучше воздерживаться от подобных казусов.
7. В ряде работ авторы пытались применять стандартные этологические методики, однако ни руководители, ни, тем более, их подопечные настолько ничего не поняли в прочитанном на эту тему, что наделали большое количество грубейших ошибок и, в результате, получили лишь свидетельства участников конкурса – наименьшую из всех возможных оценок. А внешне эти работы выглядели вполне наукообразно. Призываем всех использовать только те методики, и ставить те цели работы, смысл которых вы отчетливо понимаете!
8. Некоторые работы по своей сложности явно превышали уровень их авторов. Стиль их написания, методы обработки результатов, уровень обсуждения результатов заставляли нас предположить, что написаны  они в основном, а иной раз  и только руководителями – такие работы получали низкий балл, несмотря на качество проведенного исследования.
9. В некоторых работах не был указан объем собранного материала, что не давало возможности оценить полученные результаты.
10. Необходимо четко разделять сведения, полученные из литературы (приводить в скобках соответствующие ссылки), собственные данные и соображения автора по поводу этих данных.
11. Распространенный недочет – небрежность в оформлении графиков, диаграмм, таблиц. Нередко отсутствуют названия иллюстративных материалов, не указано, что именно отложено по осям, нет расшифровки условных обозначений.
12. Отдельные, никак не скрепленные страницы текста  рассыпаются и путаются при работе с ними, убедительная просьба любым способом скреплять листы, а не вставлять их в один общий файлик, это очень затрудняет работу жюри.

В завершение хочется повторить, что, несмотря на сделанные замечания,  в целом конкурс порадовал членов жюри большим количеством интересных, творческих, отлично выполненных работ! Поздравляем всех авторов и их руководителей и приглашаем к участию в конкурсе им. П.А. Мантейфеля  на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны живой природы в будущем, 2014 году. Просьба присылать работы ПРОСТОЙ БАНДЕРОЛЬЮ на адрес зоопарка с пометкой «конкурс Мантейфеля». Не забывайте указывать точный обратный адрес! 

 

  1/8