Лекции 14.09.2006

 

Лекция в зоопарке

Лекционную работу Московский зоопарк ведет не только на территории самого зоопарка, но и вне ее: в школах, клубах, дворцах и парках культуры, в летних лагерях, в детских домах и интернатах, в библиотеках, санаториях и других учреждениях Москвы и Подмосковья.
Беседы и лекции сопровождаются показом прирученных животных и неизменно вызывают большой интерес у слушателей, независимо от возраста и уровня подготовки.

Желающие прослушать ту или иную лекцию или цикл лекций, могут заранее договориться о теме, дне и времени в научно-просветительном отделе зоопарка. Экскурсий и лекций проводяться для групп. Но тематика занятий может быть составлена по индивидуальным заявкам школ, детских садов и других организаций.

Кроме экскурсий и лекций в Московском зоопарке существует новая форма работы с учащимися разных классов – абонемент. При этом группа школьников – один класс – посещает зоопарк несколько раз в течение учебного года, знакомясь постепенно со всей экспозицией зоопарка, с проблемами охраны природы.

Заявки на экскурсии, лекции и абонементы принимаются по телефону  (499) 255-53-75.

Стоимость экскурсий и лекционных занятий на территории зоопарка смотрите здесь.pdf

  

БЕСЕДЫ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ЖИВОТНЫХ
 
1. Животный мир Подмосковья и его охрана
Беседа знакомит с разнообразием животного мира Подмосковья, с его прошлым и настоящим. Рассказывается о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу. Приводятся примеры обеднения животного мира в результате истребления многих видов животных. Большое внимание уделяется современному состоянию охраны природы, даются советы о правильном поведении при выездах на природу.
Демонстрируются: ворон, грач, сова, кряква, еж, заяц-беляк, лисица и др.
 
2. Животные больших городов
В беседе рассказывается о животных, живущих в больших городах по соседству с человеком. В одну группу входят дикие животные, обитатели парков, дворов и окраин. В другую – животные, которых можно рекомендовать для содержания дома или в живом уголке. Большое внимание уделяется вопросам охраны животных в городе.
Демонстрируются: грач, галка, сова, голубь, еж, заяц, хорь, морская свинка, черепаха и др.
 
3. Жизнь животных в зоопарке

Лектор рассказывает о содержании животных в зоопарке (уход за ними, кормление, лечение), о роли современных зоопарков в сохранении редких видов. Демонстрируются: несколько видов рептилий (змея, черепаха), птиц (филин, попугай), млекопитающих (лисица, нутрия, обезьяна и др.)
 
4. Жизнь животных в разные сезоны года (зимой, весной, летом, осенью)
Беседа дает представление о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь животных. На нескольких примерах из жизни демонстрируемых животных лектор знакомит слушателей с изменением их сезонного поведения в естественных условиях и в условиях зоопарка. Основное внимание уделяется рассказу о жизни различных животных в разное время года.  
 (По каждому из времен года – отдельная беседа.)
Демонстрируются животные средней полосы.
 
5. Путешествие в дальние страны
Беседа построена в форме рассказа о путешествии по различным районам земного шара, по разным географическим зонам : тундра, леса, степи, пустыни, тропики Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки и Австралии. Беседа знакомит с некоторыми животными этих мест, их распространением, биологией и приспособленностью к условиям обитания.
Демонстрируются: игуана, полоз, попугай, полярная сова, филин, песец, енотовидная собака, куница, обезьяна, броненосец и др.
 
6. О тех, кого «не любят»
В беседе рассказывается о биологии и поведении животных, с внешним видом, повадками и образом жизни которых связаны многие предрассудки и суеверия.
Демонстрируются: мадагаскарский таракан, жаба, змея, желтопузик, ворон, филин, хорь и др.
 
7. Животные – герои книг
Беседа рассчитана на учащихся средней школы. В ней использованы рассказы о животных, которые дают детям представление о защитных приспособлениях, характерных чертах, поведении некоторых животных, а также о жизни их в природе.
Демонстрируются: черепаха, утка, гусь, орел, сорока, лисица, заяц, обезьяна и др.
 
8. Животные – герои сказок
Беседа рассчитана на дошкольников и младших школьников.
Лектор рассказывает о повадках и образе жизни животных, являющихся героями сказок. Сравнивается “сказочное” поведение этих животных с действительным поведением их в природе, объясняются причины некоторых суеверий, связанных с животными.
Демонстрируются практически все те же самые животные, что и в предыдущей теме
 
9. Жизнь птиц
Беседа рассказывает об образе жизни разных видов птиц. Слушатели знакомятся с внешним видом представителей разных отрядов птиц, лектор обращает их внимание на отличия в морфологии и поведении пернатых, на необходимость охраны и привлечения птиц.
Демонстрируются водоплавающие птицы, врановые, совы, хищные птицы, попугаи и др.
 
10. Животные в мифах и легендах
Беседа рассчитана на взрослую аудиторию и старшеклассников. Рассказываются мифы и легенды, связанные с тем или иным видом, объясняется происхождение символики, связанной с животными. Лектор приводит примеры суеверий, из-за которых истреблялись многие виды животных.
Демонстрируются: змеи, совы, врановые и др.
 
11. Рассказы о животных – контакт с подготовленными животными (зоотерапия)
Беседы – занятия рассчитаны на детей с различными заболеваниями и разного возраста. Проводятся в реабилитационных центрах, детских домах, интернатах.
Демонстрируются почти исключительно животные, с которыми возможен тактильный контакт: черепаха, ящерица, петух, утка, еж, морская свинка, кошка, крыса, кролик.
 
ЛЕКЦИИ  В  ЗАЛЕ  С  ДЕМОНСТРАЦИЕЙ  ВИДЕОФИЛЬМОВ
 
1. Все о “Красной книге”
В лекции освещается история охраны животного мира нашей планеты. Рассказывается о видах животных, уничтоженных человеком, о создании “Красной книги” Международного Союза охраны природы, о “Красной книге” России, Москвы и Подмосковья. О современных путях сохранения редких видов животных в природе и в неволе.
 
2.Влияние цивилизации на окружающую среду
Просмотр видеофильма, посвященного экологическим проблемам сохранения природы.
 
3. Жизнь водоемов
Видеофильм о важнейшей роли воды в жизни Земли. На примере одной из рек Африки показана тесная связь и зависимость животных от наличия водоема в районе их местообитания.
Большое внимание уделяется проблемам загрязнения водоемов.
 
4. Животный мир тропических стран
В лекции дается общее представление о богатстве и разнообразии растительного и животного мира тропиков. Большое внимание уделяется особенностям жизни в тропических лесах, рассказывается о древнейших видах животных, сохранившихся именно в этих районах, о необходимости их охраны.
Демонстрируется видеофильм об обитателях тропических лесов.
 
5. Животный мир пустыни
Рассказывается об условиях обитания животных в пустынях разных районов мира. Рассматриваются приспособления животных к обитанию в суровых условиях пустыни. Подчеркивается необходимость охраны всего биоценоза пустыни и отдельных видов животных.
 
6. Морские птицы
Просмотр видеофильма о жизни морских птиц (фрегаты, олуши, морские чайки, черноголовые крачки, бурые пеликаны).
Лектор дает пояснения об особенностях жизни морских птиц.
 
Для групп, которые планируют провести в зоопарке продолжительное время, мы предлагаем комплексные занятия по следующим темам:
 
1. Мир коралловых рифов
Просмотр видеофильма с рассказом сотрудника отдела о жизни обитателей коралловых рифов. Затем – экскурсия в Экзотариум.
 
2. Акулы – вымыслы и действительность
Экскурсия в Экзотариум, где содержатся акулы. Продолжается занятие в зале лектория с показом видеофильма об акулах.
 
3. В мире китов и дельфинов.
Занятие начинается с экскурсии к бассейну с дельфинами. Продолжается – в лекционном зале. Лекция рассказывает о жизни китообразных в природе, истории их взаимоотношений с человеком, о содержании дельфинов в неволе. Подчеркивается необходимость охраны китообразных. Показ видеофильма.
 
4. Кошки – большие и маленькие
Предлагается экскурсия по старой территории, где демонстрируются: ирбис, белый тигр, гепард, рысь. Рассказывается о семействе кошачьих, об их отличии от других хищников. В зале лектория – просмотр видеофильма, посвященного разным видам кошек.
 
5. Гиганты суши
Экскурсия в павильон «Слоны» и последующий просмотр видеофильма о носорогах, слонах, бегемотах в лекционном зале павильона.
 
6. Обезьяны
Экскурсия в павильон «Обезьяны» и последующий просмотр видеофильма о поведении, многообразии и охране приматов в лекционном зале павильона.
 
 
АБОНЕМЕНТЫ

Для школьников разных классов существует 5 видов абонементов.
Каждый абонемент включает в себя несколько занятий в зоопарке и рассчитан на 25 – 30 человек (на один класс).
 
АБОНЕМЕНТ №1
«Знакомство с зоопарком»
Для начальной школы, на 7 посещений (5 различных экскурсий, лекция с  демонстрацией животных, викторина)
 
АБОНЕМЕНТ №2
«Животный мир Земли»
Для 4 – 6 классов, на 4 посещения.
 
АБОНЕМЕНТ №3  
«Уроки зоологии в зоопарке»
Для 7 – 8 классов, на 5 посещений.
 
АБОНЕМЕНТ №4
«На этюды в зоопарк»
Для художественных школ, на 5 посещений.
 
АБОНЕМЕНТ №5
«Построй свой зоопарк»
Для учеников средней и старшей школы, на 5 посещений (сюда входит дополнительная экскурсия с посещением «закулисья» зоопарка – ветслужбы, кормокухни, а также создание проекта или макета зоопарка.
 
 
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Для дошкольников в научно-просветительном отделе создан живой уголок.
Проводятся занятия–игры по теме «Познакомимся поближе». На каждом занятии демонстрируется 1–2 вида животных: еж, черепаха, морская свинка, крыса, попугай, улитки, тропические тараканы.
Дети рассматривают животное, им разрешается дотронуться до него. После небольшой беседы дети рисуют животное с натуры, наблюдают, стараются подражать движениям животного – например, имитировать, как оно двигается («стань черепахой» и т. п.).
Образовательная работа зоопарка не ограничивается только лекциями и экскурсиями. Для детей разных возрастов в зоопарке работают кружки и объединения по интересам, причем не только зоологические (КЮБЗ – Кружок юных биологов зоопарка и кружок «Манулята»), но и творческие (детский театр «Тик-Так» и театральная студия при нем, детская художественная студия «КОЛОР»), а также Пони-клуб.
 

автор: Е. Мигунова
  1/8