Кампании EAZA

 

Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов (EAZA) – одна из самых больших региональных ассоциаций. Она объединяет более 300 зоопарков в 35 странах Европы и принимает за год ни много ни мало 140 миллионов гостей (то есть, каждого пятого европейца)!

Две главные цели современных зоопарков – сохранять редкие и исчезающие видов животных и рассказывать посетителям о проблемах охраны природы.

EAZA первой стала проводить ежегодные кампании по сохранению редких и исчезающих видов животных – идея оказалась очень плодотворной, и со временем ее подхватили другие зоопарки мира.

Чем же хороши эти кампании?

Все началось еще в 2000-2001 годах кампанией со странным названием «Бушмит» (в переводе «Мясо буша»). Откуда оно взялось? Кампания была посвящена африканским диким животным, нещадно истребляемым людьми – и не только местным населением, но и (что особенно позорно) любителями экзотики из так называемых «цивилизованных» стран. Только представьте себе людей, которым интересно зайти в ресторан и заказать отбивную из мяса бегемота или даже… гориллы!

Зоопарки Европы объявили сбор подписей под обращением к правительствам африканских стран с просьбой принять законы в защиту животных и ужесточить меры против браконьеров. Планировали собрать миллион подписей, а собрали почти вдвое больше – 1,9 миллиона! Еще более впечатляющий результат – Евросоюз выделил из своего бюджета 3,4 миллиона евро на развитие проекта по сохранению горилл и шимпанзе в Камеруне, Гане  и других странах, а также по помощи местному населению.

Когда мы в Московском зоопарке проводили сбор подписей под «Бушмитовским» обращением, нам постоянно задавали один и тот же вопрос: «Почему мы заступаемся за зверей в Африке, что, у нас самих уже все в порядке?» И отвечали, что природа не знает границ, что, например, многие птицы зимуют в одной части света, а сезон размножения проводят в другой. Мы помогаем, а если надо будет, помогут и нам.

И вот в 2002-2004 гг. кампания была посвящена тиграм, в том числе, амурским, или, как их называют на многих языках мира, русским. Кампания по сохранению великолепных кошек продолжалась не год, а целых два. В этот раз было решено провести сбор средств на поддержку основных проектов, ведущихся в природе. Из восьми проектов, отобранных как самые перспективные, три относились к амурским тиграм в России. Они были посвящены сохранению природных мест обитания амурских тигров, просветительной работе с людьми и разрешению конфликтных ситуаций между тиграми в природе и местным населением, а также борьбе с лесными пожарами. Собрать на них удалось более 80 тысяч евро.

В последующие годы в зоопарках EAZA проходили кампании по сохранению черепах (2005 год), носорогов (2006), фауны и флоры острова Мадагаскар (2007), амфибий (2008) и хищных млекопитающих и птиц Европы (2009-2010).

Московский зоопарк также принимал в них участие – мы проводили тематические дни, праздники и выставки, посвященные этим видам животных, собирали средства на поддержку научных и природоохранных проектов, читали лекции и демонстрировали фильмы. Кроме того, специалисты зоопарка выступали в московских и подмосковных школах с рассказами о кампаниях. И, конечно, же, как хорошо знают те, кто заглядывает на наш сайт, мы каждый год объявляем интернет-викторины, посвященные данной теме.

Самое отрадное, что после проведения кампании работа не заканчивается – научные и природоохранные проекты в зоопарках и местах природного обитания продолжаются, их контролируют специалисты Ассоциации.

Ну, а в 2011 году мы начинаем природоохранную кампанию «Человекообразные обезьяны», к которым, как известно, относятся гориллы, орангутаны, шимпанзе, бонобо и гиббоны. Три из пяти этих видов содержатся в нашем зоопарке. Особенно приятно наблюдать за тем, как в наших семьях горилл и орангутанов резвятся малыши, появившиеся на свет в прошлом и позапрошлом году.

 


 

  1/8